«Мы хотим, чтобы нас услышали»

Вопрос о создании музея Фаины Раневской решается уже третье десятилетие Елена Милиенко   «Театрал» продолжает следить за судьбой дома в Таганроге, где прошло детство и юность Фаины Раневской. Напомним, в прошлом году после неоднократных публикаций нашего журнала администрация Таганрога прислала в редакцию письмо, в котором сообщалось, что экспозиция вот-вот появится – нужно только дождаться следующего сезона. Но вот прошел год… – В прошлом году вы сообщили, что в бюджет города на 2013 год будет заложена необходимая для музея сумма.

Осуществился ли этот проект? – задаем вопрос начальнику управления культуры Таганрога Елене ШЕЛУХИНОЙ.

– Нет, этого не произошло, администрация денег не выделила, но мы и не настаивали. Несмотря на то что проектно-строительная документация на музей Раневской уже разработана, средств на него не хватает, ведь музей муниципальный, а для городского бюджета это солидная сумма.

– Но может быть надо изменить статус музея и перевести его в разряд федеральных?

– Безусловно, мы об этом думаем. Несколько лет назад администрация города обратилась в министерство культуры Ростовской области с просьбой сделать музей региональным, но область отказалась принять его на свой баланс. Сейчас мы хотим обратиться с этой просьбой повторно.

А в случае отказа – попросить их поддержать наше обращение в Министерство культуры России.

– В каком состоянии музей находится сейчас? Может ли поклонник Фаины Раневской побывать в ее квартире?

– Просто так вы туда не попадете. Но, если позвонить директору музея, он придет и откроет квартиру. Правда, экспозиции как таковой там нет.

С прежних времен остались камин и мраморная печь, медные ручки на дверях и ажурный балкон, с которого юная Фаина глядела в окна соседнего дома, где жила строгая учительница гимназии (позже ее черты артистка воплотила в образе акушерки Змеюкиной в чеховской «Свадьбе»).

Мы сейчас активно ищем какого-то частного партнера, готового вложить в музей деньги. Может, москвичи обратят на наши беды внимание?

Станислав Дробный, директор Таганрогского музейного комплекса:
– Директором музейного комплекса я стал недавно и, конечно, первым взялся за создание музея, но тут же столкнулся с серьезными проблемами.

– И каков денежный эквивалент этих серьезных проблем?

– Сумма складывается из нескольких факторов, поскольку нужно выполнить ряд формальностей. Так, в соответствии с требованиями закона о музеях вход в него должен быть обособленный. В нашем случае для этого должна быть выкуплена еще одна квартира на втором этаже рядом с квартирой Раневской.

А также квартира на первом этаже, потому что без нее не может быть отреставрирована историческая лестница, ведущая на второй этаж. Только когда мы найдем деньги, чтобы выкупить эти две квартиры, мы сможем начинать работы. Но это еще не все, поскольку по тому же закону под музеем не должно быть жилых помещений. То есть в дальнейшем надо выкупить еще две квартиры. Итого, получается четыре квартиры, а на это нужны немалые средства, потому что расселить жильцов этого дома крайне сложно.

В 2008 году квартиру Раневской выкупил местный бизнесмен и подарил городу. Соседи по дому знают, за какую цену была приобретена квартира, и стараются максимально эффективно воспользоваться счастьем жить в этом доме. Какую бы цену им ни предлагали, она их не устраивает.

Мы хотим, чтобы нас услышали в Министерстве культуры. На него вся надежда… Как это было В этом доме юная Фаня Фельдман прожила полных 19 лет – с 1896 по 1915 г. А затем, став артисткой антрепренерских театров, приезжала сюда (в 1916–1918 гг.) навещать родителей, с которыми, впрочем, отношения были натянутыми. Отец – крупный коммерсант, владелец фабрики, домов и парохода, не одобрил ее профессионального выбора.

А в 1918 году на том же пароходе увез всю семью в эмиграцию: Фаина предпочла остаться. Собрав чемодан, навсегда покинула Таганрог, оставив дверь в родительском доме открытой.

В советское время второй этаж был разбит фанерными перегородками на коммунальные квартиры, но планировку легко восстановить. Сохранился дубовый паркет, старинные окна, мраморный камин, а на чердаке нашлись деревянные кресла и гравюра, принадлежавшие отцу Фаины.

С таганрогской жизнью связано много воспоминаний Раневской. Эти дневниковые, почти анекдотичные записи могли бы стать основой для увлекательной экспозиции. Кроме того, в Таганрогский краеведческий музей после смерти актрисы перевезли мебельный гарнитур из ее квартиры на Малой Бронной и целый ряд экспонатов, включая личные вещи и письма.

Эти материалы еще ждут своих исследователей.
Марк Розовский, художественный руководитель театра «У Никитских ворот»: – То, о чем пишет «Театрал», – это, конечно, чудовищная история. На наших глазах погибает дом великой актрисы – человека, который олицетворял целую эпоху и в театре, и в кино. Ее знает весь мир, и Таганрог (как родина Чехова) не имеет права о ней забывать. Нельзя превозносить великого писателя (там множество чеховских музеев) и на этом фоне растоптать память не менее великой актрисы. Это абсурд.

И то, что волокита по созданию музея длится уже третье десятилетие, – это просто позор и безобразие. Пора наконец-то сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. Дело достойное, доброе и в конце концов престижное.

Потому что выиграет не только город, но и российская культура.
Думаю, пора собрать документы и направить в Министерство культуры РФ: я верю, что они помогут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *