«Мы ничего не успели спасти…»
Театры Дальнего Востока оказались в беде Елена МИЛИЕНКО Ущерб от наводнения на Дальнем Востоке исчисляется десятком миллиардов рублей. Масштаб бедствия принял характер катастрофы: пострадали 135 тыс. человек, затоплены 14 тыс. домов, 1,6 тыс. км дорог, 174 моста… За время паводка построено 100 км защитных дамб, эвакуировано 32 тыс. человек. На фоне этих бед и несчастий нарушена и работа местных театров.
Казалось, они могли и вовсе не открывать свой сезон (пострадавшим нужна еда и теплые вещи, а не искусство), но справляются со стихией вместе со всеми и играют спектакли больше обычного, чтобы хоть на несколько минут заставить зрителя забыть о беде.
Александр Калягин через «Театрал» призвал российские коллективы сыграть благотворительные спектакли и собранные деньги направить на помощь актерским коллективам, оказавшимся в зоне бедствия. Однако во многих театрах эта кампания началась и без особых призывов. Театр Вахтангова, БДТ, Новосибирский оперный театр, фестиваль «Другие берега», Сахалинский театральный центр уже оказали материальную помощь своим коллегам. Воронежский театр кукол отправился в Благовещенск на незапланированные гастроли.
Вместе с ним эту участь разделили Амурский областной театр кукол и Амурский театр драмы, а в соседних регионах целый ряд театров готовы безвозмездно предоставить свои площадки, если коллективам негде будет играть.
Бронислав Украинский, директор Комсомольского-на-Амуре театра драмы:
– Под фундаментом нашего театра – два подземных озера. В свое время отвод не сделали, поэтому фундамент размыло, и мы боимся, что перекрытия сложатся, как карточный домик. Материальный урон огромный.
Полностью затоплен подвал с важнейшими коммуникациями, включая оборудование сцены. Самое обидное, что все оборудование новое – за несколько дней до наводнения в театре закончился ремонт.
Уровень воды в подвале составил три метра. Мы ничего не успели спасти, потому что вода хлынула слишком быстро. МЧС предоставило нам насос, который выливает 4 тонны в минуту.
Но это не помогает, поскольку вода прибывает все равно. Она просто льется со стен, разрушает перегородки. Представьте себе, какое давление идет из этого подземного озера.
От наводнения испортилось и потонуло несколько моторов для откачки воды. Но все равно мы спасаем театр, как только можем. И непременно откроем сезон 18 октября – премьерой гоголевской «Женитьбы».
Я сейчас рассказываю о происходящем, в подвале откачивают воду, а в художественном цехе идут репетиции. Работа не останавливается круглые сутки. По городу ходят лодки.
С одной стороны к нам можно добраться только вплавь, а с другой есть грунт, но все равно он слишком влажный. Грязь в городе страшная.
Кстати, первое время в Комсомольске-на-Амуре началась паника, люди стали бежать из города, мы тоже могли перенести начало сезона, но потом поняли, что это наш город и жизнь в нем мы должны поддерживать всеми возможными силами.
Татьяна Зайкова, худрук ТЮЗа (Комсомольск-на-Амуре):
– У нас испортилось электричество. В театре горит всего три лампочки. Но мы играем спектакли.
Правда, со стороны главного фасада к нам не подойти – там всю улицу затопило и вода поднялась до уровня окон (театр находится на первом этаже жилого дома – в помещении бывшего кинотеатра). Поэтому детей запускали в зал со стороны черного хода. Мы играли для них спектакль по мотивам украинских сказок «Большая любовь зайчика Кузи».
Наш театр не относится к городскому бюджету. Город оплачивает нам только аренду и тепло, а все остальные расходы ложатся на наши плечи. И как мы будем выходить из сложившейся ситуации, пока сказать трудно.
Но радует, что нам предложил свою помощь Нефтезавод. Без них мы бы не справились…
В первое время мы растерялись. Такого наводнения в городе никогда прежде не было. Решили, что надо поднять наверх всю аппаратуру, костюмы и снять напольное покрытие.
В театре страшно оставаться на ночь (кругом ведь вода), но дежурство мы все равно несем, чтобы сохранить декорации и костюмы.
Владимир Дмитриев, директор театра КнАМ:
– К нам вода не дошла, поскольку театр находится на возвышении – в центральной части города. Сезон открывается в октябре, но никто не отдыхает – помогаем пострадавшим. А еще до наступления холодов надо высушить фундамент, ведь он все равно пропитан влагой.
Кстати В прошлом году Министерство культуры наградило коллектив Комсомольского-на-Амуре драматического театра большой творческой лабораторией. Дело в том, что спектакль «Преступление и наказание» (режиссер Татьяна Фролова), показанный на X фестивале театров малых городов России, вызвал горячие отклики публики. Предполагалось, что в конце лета артисты театра выберут 3-4 современные пьесы, а Театр Наций привезет в регион режиссеров и педагогов, которые помогут работать с этим актуальным материалом.
Как правило, в результате лаборатории рождаются эскизы, из которых в дальнейшем получаются полноценные спектакли. Однако сроки проведения лаборатории совпали с началом стихии. В подвал просачивалась вода, насосы круглосуточно боролись со стихией, а в это время на Малой сцене театра (Большая на реконструкции) и в репетиционных залах Павел Зобнин, Анна Гусарова и Александр Созонов работали над эскизами. Кроме того, проводились мастер-классы. В итоге, в лаборатории участвовало больше полусотни артистов и не менее сотни зрителей.
Условия экстремальные, но наверное поэтому эскизы («Метод Грёнхольма», «Фронтовичка» и «В тени виноградника») рождались с особым драматическим оттенком. Лариса Каневская, Комсомольск-на-Амуре