Мы сами крутим эту землю
На «Платформе» поставили хулиганскую импровизацию Павел Каплевич Такого светлого, чистого, ясного, прозрачного высказывания, какой получился у «Седьмой студии» в «Сне в летнюю ночь», я не видел в театре давно. «Сон» заражает окрыленностью, воздушностью, нежностью. В жизни много плохого и страшного, не хочется говорить об этом в театре. Замечательная декорация: она напомнила мне спектакль Анатолия Васильева «Серсо». Построена теплица, где изволят проживать боги непонятного пола, похожие на персонажей фильмов Фасбиндера, среди них появляется динозавр…
Александра Ревенко (Елена), Мария Поезжаева (Гермия), Риналь Мухаметов (Лизандр), Иван Фоминов (Деметрий) азартно и простодушно разыгрывают всполохи первого возбуждения, в каком-то смысле это отменная жанровая «школьная» история.
В акте из «Укрощения строптивой» Артур Бесчастный, Илья Ромашко, Яна Иртеньева, Екатерина Стеблина очень эротично исследуют по очереди женскую и мужскую логику. В какой-то момент актеры надевают маски стариков, поверяя, как диалог мужского и женского развивается во времени. И мы видим, что никто никого не побеждает, что борьба бесполезна и надо идти навстречу друг другу, что надо давать, а не отнимать.
В финале из диалогов бригады строителей, таджиков, бандитов, из хлама и ерничанья вдруг рождается особое театральное вещество: блистательный Никита Кукушкин (Моток, Осел, Пирам) начинает говорить стихом другого размера и актеры потихоньку раскручивают поворотный круг, на котором играли, и вдруг оказывается, что все зрители крутят его, крутят эту театральную землю… Это причастность до слез.
На спектакле со мной была Наталья Метелица, директор театральных музеев Петербурга, она сказала: «Это смешно, и это капустник». – «Наташа, – сказал я, – даже если это капустная форма, она не отменяет серьезности высказывания».
Простодушная легкость, хулиганская импровизация вообще свойственна артистам «Седьмой студии». Они умеют заражать друг друга энергией и свободны в высказываниях. «Сон…» сконцентрировал в себе то, что я хочу сегодня видеть в театре и я очень этому рад. Дай Бог ребятам долго сохранять такое открытое мироощущение и так доверять Кириллу дальше.
В мое время в институте говорили: актер должен быть чист, невинен. Актеры не живут на необитаемом острове, они живут здесь и являются частью этого, борются с его грязью, и это Кирилл, сам неравнодушный человек, заразил ребят свой нелояльностью. Кирилла я старше на поколение, ребят – уже на три поколения, но я у них учусь теплу и неравнодушию, хочу им в этом соответствовать и тоже им что-то давать. Об авторе Павел Каплевич, художник, продюсер театра и кино.
Заслуженный деятель искусств РФ. Организатор и художественный руководитель «Дизайн-студии П. Каплевича». Как художник по костюмам, сотрудничал с Петром Фоменко.
Участвовал в создании спектаклей агентства «Богис», вместе с Ниной Чусовой работал над спектаклями «Гроза» (театр «Современник») и IMAGO. Совместно с Андрием Жолдаком создал проект «Чайка» и «Федра. Золотой колос».
В кино, как художник, работал с режиссерами Рустамом Хамдановым и Павлом Лунгиным.