«Мы выжили потому, что боролись за правду»

«Театрал» продолжает рассказ о жизни русских театров стран СНГ Елена Милиенко, Фото: Оливье Удин   – Причина была проста: в труппе появились артисты, которые захотели сами руководить, – говорит Михаил Резникович. – Они и спровоцировали скандал, а власть, не разобравшись в сути раздора, встала на их сторону, и меня на время отстранили от должности.

«Мы выжили потому, что боролись за правду» Для нашего театра наступило средневековье. Но мы выжили, потому что боролись за правду. Конфликт удалось разрешить, и через год меня наградили орденом «За заслуги» II степени.

Его я получил из рук президента Виктора Ющенко. Тем самым руководство страны признало мою правоту.

И действительно, за пятьдесят лет моей театральной жизни я не встречал такого коллектива, который стал бы продуктивно развиваться после того, как его возглавили артисты. Каждый должен заниматься своим делом – тем, в чем он истинный профессионал.

– Какова обстановка в труппе сегодня?

Вполне благоприятная для творчества, но нам есть над чем работать. Великий Николай Павлович Акимов однажды заметил: «Театру, достигшему совершенства, уже ничем не поможешь».

– А чего вашему театру не хватает для совершенства?

Актерского мастерства. Оно заметно упало во многих театрах в последнее время. И объяснение этому я вижу в том, что артисту очень сложно существовать в современном ритме. Особенно если речь идет о классике.

Порой он не может четко выговорить слово, проглатывает окончания, в результате чего возникает скороговорка, теряются мысли и чувства.

– Но тут уже с вас спрос: вы ведь должны с этим бороться…

– Мы и боремся. Создали, например, Профессиональную студию молодых актеров, в которую принимаем самых способных выпускников театральных вузов. С ними проводятся занятия по сценической речи, движению, они участвуют в спектаклях нашего театра, и позже кто-то из них переходит в основной состав труппы.

– Михаил Юрьевич, а то, что вы играете русскую классику да еще и на русском языке, не привело к потере зрителя, как это произошло в театрах бывших советских республик?

Такой проблемы у нас нет. В Киеве русский язык понимают все. И театр наш любят. Доказательство тому – аншлаги, с которыми идут спектакли.

Причем у нас три сцены, и по выходным работает каждая из них.

На государственном уровне отношение к нам нормальное. В свое время, без малого двадцать лет назад, президент Кучма присвоил театру статус «национальный», и мы получаем финансирование от государства.

Правда, в рамках Украины существует

проблема острейшего этнического национализма, и закрывать глаза на это нельзя.

– В чем это проявляется?

Очень просто. Если бы наш театр был украинский, а не «русский национальный», то и спонсоры у нас были бы серьезнее. Например, нам трудно поехать на гастроли в Россию (нужны большие средства).

Но, как ни парадоксально, гораздо легче съездить в Германию, поскольку там нас берут на полное финансовое обеспечение.

– Как вы считаете, чем ваш театр отличается от других русских театров?

– У нас существует практика постановки спектаклей, основанных на самостоятельных работах наших студийцев. Например, показали артисты несколько инсценировок рассказов Чехова, мы отобрали лучшие и создали на Новой сцене спектакль «Тысяча и одна страсть, или Мелочи жизни», который третий сезон идет с успехом. А главным образом мы стараемся сохранить традиции русского психологического театра.

И пока я здесь, будьте уверены, традиции не исчезнут.
Справка Михаил Юрьевич Резникович родился в 1938 г. в Харькове. В 1963 г. окончил режиссерский факультет ЛГИТМИКа (курс Г.А. Товстоногова).

Ставил спектакли в петербургском БДТ, московских «Ленкоме» и Театре имени Станиславского, Новосибирском драматическом театре «Красный факел». Среди них – «Бесприданница» А. Островского, «Исповедь молодого человека» (по «Подростку» Ф. Достоевского), «Как важно быть серьезным» О. Уайльда, «Вечерний свет» А. Арбузова, «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, «Кто-то должен» Д. Гранина и другие. Профессор Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого.
Как это было Датой основания Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки считается 1891 год, когда антрепренер Николай Соловцов (на фото) создал в Киеве стационарный русский театр – Товарищество драматических артистов, более известный как театр «Соловцов». Актерский состав этой труппы стал впоследствии основой Киевского государственного русского драматического театра, директивно созданного Наркомпросом в 1926 году. Свои первые спектакли труппа Соловцова показывала именно в том помещении, где и сегодня работает Театр Леси Украинки, чье имя ему было присвоено в 1941 году.

В разные годы на этой сцене работали актеры: Михаил Романов, Юрий Лавров, Мария Стрелкова, Любовь Добржанская, Олег Борисов, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров, Ада Роговцева; режиссеры: Константин Хохлов, Леонид Варпаховский, Георгий Товстоногов, Юрий Аксенов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *