«Мышеловка» для короля
«Король Лир» Юрия Бутусова в «Сатириконе» Ксения ЛАРИНА, фото Анатолия МОРКОВКИНА Впервые короля Лира Константин Райкин сыграл двадцать лет назад на сцене того же «Сатирикона» в спектакле-пародии Аркадия Арканова «Что наша жизнь?». В одном из трагикомических эпизодов шаркающей стариковской походкой на авансцену выходил молодой Райкин в засаленном халате и с растрепанными волосами, обильно посыпанными белой пудрой, имитирующей седину, и бормотал в зал придуманный Аркановым монолог на тему шекспировской трагедии. [%7361%]Сегодня у Райкина есть взрослая дочь, огромный жизненный и актерский опыт, собственная натуральная седина и успешно освоенный проверенный автор – Вильям Шекспир. Есть Юрий Бутусов – питерский режиссер, отменно зарекомендовавший себя на столичных подмостках, и именно по шекспировской части. Им поставлены «Макбетт» Ионеско и «Ричард Третий» в том же «Сатириконе» и «Гамлет» в МХТ.
Казалось бы, «Лир» неизбежен.
[%7360%]Но великий драматург заманил создателей спектакля в ловушку, посильнее гамлетовской «мышеловки». Молодящийся развратный самодур, легко расстающийся с преданными друзьями и близкими, получил по заслугам – его неутомимая страсть к вседозволенности и к независимости была удовлетворена сполна. Вокруг выжженная пустыня – без детей, без друзей, без слуг и даже без достойных врагов-соперников. В его глазах победный блеск. Трупы дочерей, позвякивая по клавишам открытых роялей, бесшумно сползают на расстеленные ковры (очень красиво!). «Ты этого хотел, Жорж Данден!» Никакого сострадания этот уверенный в себе, смешливый и быстрый на расправу человек не вызывает.
В этом и главное удивление – если не сострадать Лиру, то кому? Если играть Лира как продолжение Ричарда, то о чем? Об упоении властью?
О неотвратимости возмездия? О том, как зло пожирает человека, как смертельная болезнь? О гибельном распаде человеческой души, ослепленной местью? Но все это уже сыграно в предыдущем спектакле Шекспира, Бутусова, Райкина и художника Шишкина, и сыграно действительно блестяще. В «Лире» режиссерская фантазия сильно уступает авторской – использованные в других работах образы вряд ли можно назвать самоцитатами.
Это скорее спасательные круги, которые Юрий Бутусов бросает сам себе. Ведра, неструганые доски, разделочные столы, белые и красные полотнища, устилающие сцену, звуки льющейся воды, вымазанные то сажей, то еще какой-то липкой дрянью лица – все это уже отработанные в предыдущих постановках детали, которыми режиссер затыкает пробоины тонущего спектакля. В эти пробоины отчаянно бросаются и актеры, лишенные режиссерской поддержки и четкого понимания своих сверхзадач.
С разной степенью убедительности – уж кому сколько Бог отмерил – они разбрасывают по сцене свои страдания и страсти, превращая высокую трагедию в монотонный «гур-гур». Роли не развиваются – они складываются из моментов и актерских озарений, неожиданно захватывающих зал и так же неожиданно его отпускающих. Преступно хороша Агриппина Стеклова в роли Реганы, очень интересна Марина Дровосекова (Гонерилья), есть несколько сильных сцен у Дениса Суханова (Глостер), великолепно ведет свою сложнейшую [%7359%]партию Тимофей Трибунцев (Кент), которому пришлось играть вскладчину с Еленой Березновой роль Шута. Шут – одна из лучших ролей в мировой драматургии и одна из самых невезучих.
Все помнят только бритого наголо Даля из фильма Козинцева. Почему Юрий Бутусов решил назначить на эту роль девушку – тоже остается загадкой. Хотя в этом решении, безусловно, есть своя логика – это и перекличка с безумной Офелией, и возможность продемонстрировать старику Лиру свои мужские амбиции. Ничего этого в роли Шута не оказалось – крепко сбитая девочка с выбеленным лицом и хорошими ногами время от времени произносит ничего не значащие слова.
По сути же преданным Шутом является Граф Кент. Но самая удивительная метаморфоза произошла с главной ролью – она оказалась возмутительно маленькой! В томительном ожидании Лира–Райкина от сцены до сцены проходит весь спектакль. Выяснилось, что, помимо истории про отца, брошенного своими детьми и сошедшего с ума от предательств, в этой пьесе еще много чего происходит.
Правда, без участия главного героя. Королевские интриги, кровавые злодеяния и убийства, подлые измены и нешуточная борьба за короны и территории – вот фон, на котором разворачивается история королевского безумия. Связать все это воедино режиссеру не удается, зато удается главному артисту. Лучшая сцена спектакля – сцена сумасшествия Лира, виртуозно и без надрыва сыгранная Константином Райкиным.
Здесь наконец-то пригодились и его чувство юмора, и точность интонаций, и универсальное владение словом, и быстрота реакций, и невероятная энергетика, берущая зрительный зал в плен, с неминуемыми овациями в финале («Совокупляйтесь!!! Мне нужны солдаты!»). Столь же яркой и мощной могла бы быть и сцена бури, в которой знаменитый монолог «Дуй, ветер, дуй!» Райкин произносит так же страстно, как когда-то Владимир Высоцкий хрипел знаменитое «Проведите, проведите меня к нему!» (Хлопуша из «Пугачева»).
Но если цепи Любимова возносили актера на недосягаемую высоту, то кандалы Юрия Бутусова – наоборот, тянут его вниз, лишая свободы.