На фоне Колизея
Петербургская актриса соревнуется с Софи Лорен Людмила Филатова В спектакле «Семья Сориано» Молодежного театра на Фонтанке режиссер сделал ставку прежде всего на актерский состав, потому что итальянская комедия – это всегда «оркестр темпераментов». Именно от характера зависит развитие сюжета. Правда, сформировался оркестр на русский манер: у Филумены Мартурано в исполнении Натальи Сурковой много общего с современной российской женщиной. В России пьеса Эдуардо де Филиппо известна по фильму Витторио Де Сика, в котором роль бывшей проститутки Филумены играла Софи Лорен, а ее давнего сожителя, отца одного из троих детей Сориано, – Марчелло Мастроянни.
Семен Спивак назвал свою версию пьесы «Семья Сориано, или Итальянская комедия», дав собственный образ «чрева Италии».
Сценограф Николай Слободяник возвел на сцене «карточный домик» шаткого семейного благополучия Филумены: стены украшены пустыми фоторамками, а крыша, подобно птичке-галочке, спускается с колосников, словно символизирует такую неустойчивую и когда-то ветреную жизнь героини. И хотя по сюжету действие происходит в Неаполе, на заднике сцены установлено огромное изображение Колизея. Почему Рим?
Наверное, потому что с нами играют «в Италию» и потому что «все дороги идут в Рим».
Наталья Суркова нашла для своей героини сочетание сентиментальности с юмором. Мрачное начало: героиня притворяется умирающей, чтобы получить брачное свидетельство. И бравурный конец: она отказывается назвать, кто из детей – сын Сориано, чтобы он любил одинаково всех трех ее взрослых отпрысков.
Суркова везде одинаково убедительна. Над ее героиней смеются, и ей сострадают. Причем в этой роли она меньше всего похожа на «итальянскую диву», в ней скорее проступает «некрасовская» красота: и в самом деле, на месте Филумены могла оказаться любая русская женщина.
В одном из интервью Семен Спивак сказал, что его спектакль – о любви и семейных ценностях: «Я хотел сказать, что в отношениях мужчины и женщины не все так безнадежно, ведь сегодня происходит некое разобщение в семьях. Что такое семья? Такое сообщество, содружество, в котором каждый несет ответственность за целое. «Семья Сориано» – это путь мужчины домой, к семье, а женщины – к детям…»
Если в начале спектакля к героине Сурковой притягивались все нити зрительского внимания, то к середине на сцене очевиден актерский дуэт. Сергей Барковский (Доменико Сориано) нашел для роли множество интересных красок: тут и стареющий ловелас, и ядовитый острослов, и капризный любовник, но в итоге все-таки – умный, ироничный мужчина. Именно в ролях такого рода Барковский чувствует себя комфортно, перестает шаржировать, обходясь без свойственного ему порой утрирования, чрезмерного «актерства».
В течение трех с половиной часов перед зрителями разворачивается история о том, как очень разные представители сразу трех поколений (старшее – слуги, среднее – главная героиня и ее «муж», младшее – сыновья) приходят к простой и понятной мысли: миром правит семья. И похоже, их больше не раздражает ни белье, развешанное на веревках, ни громкая трансляция футбольного матча, а все перепалки и взаимные упреки для них пройденный этап.