На концертах IV Рождественского фестиваля духовной музыки
Духовная музыка — особый жанр, интерес к которой объединяет и воцерковлённых прихожан, и агностиков, и академических музыкантов, и меломанов-любителей. Исполнение предназначенных для храма песнопений в концертной обстановке существенно отличается по стилю от канонического, о чём недавно говорил наш выдающийся хормейстер В. Н. Минин. Но ощущение Света, высокая духовность, льющаяся со сцены Светлановского зала Дома музыки, создавала эффект присутствия на Служении, несмотря на разность жанров и коллективов.
С творчеством ансамбля древнерусской музыки «Сирин» знакома давно,
почти с момента создания коллектива в 1989 году.
Посчастливилось работать над их первыми студийными записями в Государственном доме радиовещания в начале 90-х годов. И уже тогда поразила непохожесть исполняемой музыки на все известные дотоле жанры. Вот цитата из буклета фестиваля:
Ансамбль исполняет древнерусские богослужебные песнопения XV-XVIII: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосие, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Особое место в репертуаре занимают духовные стихи. В .
Николай Семёнович, будучи глубоко религиозным человеком, писал свои духовные хоровые сочинения «в стол», как отдушину, не надеясь услышать их исполнение. Его «Тебе поем» хор исполнил очень проникновенно.
И Гречанинов «удался», если это слово применимо к духовной музыке. «Единородный сыне» окунул в традиции древнего распева. Во время пения «О тебе радуемся» с громким хлопком, почти как выстрел, лопнул фонарь в зале.
Но хор даже не прервал легато! Только молодой, сияющий постоянной улыбкой залу регент Антон Марущак, чуть повёл взглядом. Песнь Гречанинова «Воскликните, Господеви!» прозвучала безупречно.
Оригинальная обработка европейского рождественского «хита» «Ночь тиха» Грубера дала понять, что и западный репертуар хору не чужд.
Изюминкой финала стали украинские колядки в обработке Миколы Леонтовича.
«Що то за предиво», «Землю юдейську» и особенно запомнилась ласковостью мелодии «Пречистая Дiва». Ну а на бис Архиерейский хор явил всю мощь в «С нами Бог» А. Зиновьева.
* * *
Прекрасно, когда послевкусие от концерта не обманывает ожиданий, когда чуточку завидуешь сама себе, что побывала там. Что может быть ещё сильнее в шкале положительных эмоций? Разве встреча с чем-то совсем новым, другим, экстра-класса. Тогда замираешь в восхищении: «вот какие чудеса могут творить люди». Всё это о Патриаршем хоре кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси.
Грузия — одна из самых «певучих» стран,
где даже в глухой горной деревушке крестьяне за праздничным столом и теперь легко строят полифоническое многоголосие на зависть консерваторцам. Что уж говорить о специально отобранных, обученных церковных певцах?
Друзья-сверстники и постарше, кто бывал ещё в Грузинской ССР на экскурсиях, сразу делились, как зашли в сельский храм, древностью камней сравнимый с византийскими базиликами, и обмерли от ангельского пения. Но что делать — не довелось тогда, а теперь в независимую Грузию слетать и вовсе посложнее, чем в Испанию или Германию.
Только купленная много лет назад в культурном центре З. Церетели компакт-кассета давала первое представление о дивной смеси амвросианской в основе монодии, щедро расцвеченной грузинским многоголосием.
Всё это было в концерте 14 января. Канонически легко переводимые на русский родные православные названия: «Иже Херувимы», «Аще и во гроб снизошел еси», «Ангел вопияше», открывшие концерт. И более специфичные: «Ты есть Лоза», обращённый к Богородице, или «Улхине» — «Помилуй, даруй радость утешения», спетые в начале второго отделения.
Суровая архаика напева, что могла слушать и великая царица Тамара, смягчалась почти неземным пиано, лежащим на органных глубоких басах.
Цепное дыхание — фантастическое, бесконечное! Ощущение, что ещё малость — и воспаришь вместе с музыкой.
Но созданный в 1998 году по инициативе и с благословения Блаженнейшего и Святейшего Каталикоса-патриарха Илии II коллектив кроме всего богослужебного цикла участвует в известных фестивалях, активно гастролирует. Помимо уникальных средневековых грузинских полифонических произведений (начиная с V-VI века) исполняет и народные песни, а также сочинения других стран и эпох.
Полный состав хора — 60 певцов, на сцене Светлановского зала насчитала максимально 36. Удивило, что типично грузинские лица в меньшинстве.
Молодые, от 30 до 40 лет интеллигентного среднеевропейского вида мужчины, далеко не жгучие брюнеты. Но что они творили своим пением! Поверю, если у кого-то из публики от такого звучания прошли или сильно ослабели хронические болячки.
Terra incognita — это произведения современных грузинских церковных авторов.
Счастье, что хоть маленький кусочек этого богатства приоткрылся нам. «Псалом» Иосифа Барданашвили, «Прощай» и «Хорал» Иосифа Кечакмадзе — пример того, как традиция гармонично сочетается с веяниями 14 января захотелось поверить, что оказавшийся возможным по церковным каналам приезд потрясающего грузинского Кафедрального хора даст новое начало полноценному культурному обмену между Россией и Грузией, вопреки интригам политиков.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММДМ