Надежда Кадышева: Я сохла по будущему мужу четыре года…
С полной уверенностью можно сказать, что нет человека, который бы не знал ансамбль «Золотое кольцо». Как можно и констатировать тот факт, что ансамбль является популярнейшим коллективом. Да и не могло быть иначе, ведь записано и выпущено уже более 300 песен, 10 компакт-дисков, 3
— Надежда Никитовна, начнем с нетрадиционного вопроса. Говорят, в детстве Вы были озорным ребенком. Даже сейчас не зарубцевались шрамы — результат проделок детства.
Или это выдумки?
— Со мной все время приключались какие-то истории. То на катке упаду, то в яму свалюсь, то в бабушкином корыте в плаванье пущусь… Вот этот шрам на лбу у меня от тех времен, когда училась кататься на коньках, прикрученных к валенкам.
— Однако это Вам не помешало стать артисткой?
— Об этом я всегда мечтала. Мы с сестренкой Любой «сочиняли» себе «бальные» платья из занавесок, пытались ходить на цыпочках, как балерины. Правда, не все складывалось так, как мечталось.
Очень рано умерла мама. Мне было всего 10 лет. И я вынуждена была жить в школе-интернате в Бугульме, хотя родилась в маленькой мордовской деревне Горки Татарстана.
— Там и раскрылся Ваш талант?
— Да, случайно. Я на уроке спела «Орленок» и всех поразила. Но мне уготовано было другое занятие. В 14 лет я поступила на хлопкопрядильную фабрику в Лобне, где уже работала моя другая сестра Мария.
Нас ведь пятеро было. Так что мы старались держаться друг за друга.
— Вы помните свое первое выступление? Где это было?
— Девчата в цехе частенько просили меня спеть. Я тогда брала «початок» ниток и ходила с ним, изображая микрофон, исполняя заявки «поклонниц». А они готовы были работать за меня хоть всю смену, лишь бы я не прекращала петь. Вот тогда я поняла, что отчаянно хочу поступить в музыкальное училище, хотя понимала, что без начальной музыкальной подготовки это невозможно.
Пришлось начать с подготовительного отделения.
— Надежда Никитовна, музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова — это серьезное заведение. Туда, насколько нам известно, поступают солистки, артисты. А Вы от станка…
— В этом и была главная трудность. Но я, как губка, впитывала все, что говорили педагоги. Уже на третьем курсе меня пригласили в состав профессионального квартета «Россияночка».
Меня захватила новая жизнь: репетиции, гастроли, концерты.
— Вы верили в судьбу?
— Я и сейчас верю. Свою судьбу я встретила в… буфете.
— Что Вы имеете в виду?
— Я жила в общежитии, где кроме нас жили еще студенты Гнесинки. Однажды я бежала в буфет и буквально столкнулась с молодым человеком. Это был Саша.
Что на меня нашло тогда? Я его не знала совсем. Только в голове вдруг пронеслось: «Он будет моим мужем!» Хотя если взглянуть на меня тогда со стороны, то вряд ли можно было бы посчитать эффектной девицей.
В халатике и в валенках.
— Это был Александр Костюк? Он тоже выбрал Вас?
— Ничего подобного. Сначала я сохла по нему. Это продолжалось мучительно долго, как мне показалось.
Целых четыре года!
— И Вы решили тоже поступить в Гнесинку?
— Да, Саша тогда уже заканчивал институт. Предложение он мне сделал как-то внезапно.
— И надел на палец золотое кольцо?
— Это было в 1983 году в первый раз, а во второй, когда мы венчались в православном храме Сан-Франциско.
— И с тех пор начался ваш победный марш по сценам и концертным площадкам?
— Если бы. Александр Костюк не тот человек, который мог идти проторенным путем. Еще в студенческие годы он увлекался работой с оркестром, отличался умением чтения партитур, работал в ансамбле «Былина», руководил хорами, словом, «горел».
Ему принадлежит идея вложить все заработанные на двухмесячных гастролях в Америке средства в покупку аппаратуры, костюмов, инструментов. Собралась целая коллекция: гусли звончатые, жалейки, брелки, сопилки, барабанки, рубель, бугай, колесная лира. Ему очень хотелось соединить звучание народных инструментов с электронными, создать новые, свежие аранжировки, сохраняя богатство фольклорной музыки и пробуждая давно пропавший интерес к народной музыке.
— Так и получился ваш ансамбль с «лица не общим выраженьем»?
— Это было уже позже. Сначала надо было пройти через многое. Мы вынуждены были начать выступления с зарубежья. Но нам не повезло. Импрессарио, пригласивший нас в Германию, даже не появился.
И мы играли в ресторане с модным тогда названием «Перестройка». От вечера к вечеру посетителей в заведении все прибывало, появились поклонники, которые стали ходить специально «на нас». А в новогоднюю ночь 1999 года Саша даже разбил в кровь руки под утро.
Там же, в Германии, и родилось название ансамбля. Саша по пути в Целлендорф вдруг воскликнул: «»Золотое кольцо!»
— Он хотя бы объяснил, почему было выбрано такое название?
— Он считает, что золотое кольцо — это символ верности, любви, нашей главной темы репертуара. Народные песни, национальная культура России — это такая же драгоценность, как и древняя архитектура старинных русских городов, получивших название «Золотое кольцо России».
— Говорят, что в Германии к вам подошла немецкая женщина и через переводчицу сказала: «У вас отняли все, но душу вашу не смогли отнять».
— Да, был и такой случай. Нам приходилось выступать перед разной аудиторией. У меня появились первые поклонники. Например, выдающийся немецкий режиссер Артур Брауэр неоднократно спонсировал наши концерты.
А немец со старинной аристократической фамилией Эгон цу Хохенхолле еженедельно прилетал из Штутгарта вместе с большой компанией и засыпал меня розами.
— Наверное, Александру было нелегко?
— И не только из-за поклонников. Нам ведь надо было работать в любых условиях и за любые деньги. Мы числились за Смоленской филармонией, потому в этой области не было ни одного села, где бы мы не побывали.
— Надежда Никитовна, Вас не смущает, что многие песни в исполнении вашего ансамбля считаются народными?
— Это говорит о том, что они живут в народе.
— И все же, кто автор огромного репертуара?
— Александр Костюк. Единственная грампластинка была выпущена студией «Русский диск», в которую вошли не только русские народные песни, но и авторское музыкальное произведение А. Костюка «Посвящение земле русской». Ну, а потом пошли диски, клипы, аудиокассеты.
— И случилось невероятное: «народники» обошли попсу! Но у Вас, наверное, все равно есть одна-единственная песня, которая Вам дорога больше, чем остальные.
— «Яблоневый вечер». Зимой 1995 года я попала в больницу. Мне было очень плохо. И тогда поэт В. Степанов и Александр написали за ночь песню.
В ней есть такие слова: «Мы еще не спели все, о чем хотели, мы с тобой еще не начинали жить!» Саша, по-моему, тоже очень любит именно эту песню.
— Совсем в другое русло хочется направить наш спокойный разговор. В наше время каждый старается завоевать популярность, хотя бы скандалом или интригами. Вокруг вас ничего подобного.
Почему?
— Нас даже «желтая» пресса не трогает. Саша объясняет это просто: «Мы делом занимаемся, а не интригами». Я тоже думаю, что не из чего плести интриги. У нас настоящая семья, растет сын Григорий. Саша, как художественный руководитель, выкладывается на полную катушку, все время двигается вперед, придумывает что-то новое.
За последнее время увеличил состав музыкантов, набрал балетную труппу, создал технический цех со своим светом и звуком, придумал декорации. И теперь у нас «Национальный театр музыки и песни «Золотое кольцо».
— Значит ли это, что скоро мы увидим совершенно другой коллектив?
— На сцене сейчас работает семь музыкантов. Все они закончили Академию имени Гнесиных, играют буквально на всем. И мы принципиально не работаем под фонограмму. Программа построена по принципу «нон-стоп»: песни сменяются танцевальными номерами.
Обычно у нас тесная связь с залом. Мы чувствуем тепло. Это главное.
А что касается изменений, то это лучше увидеть на концертах, ведь именно там наши артисты покажут все, на что способны, продемонстрируют более 200 костюмов, удивят виртуозным исполнением инструменталистов, озарят творчеством. Совсем недавно был концерт в Кремлевском Дворце съездов, где мы показали новую программу. Там я пела с Малининым, Газмановым, Долиной. Очень волновалась.
На днях этот концерт будет показан по телевидению.
— Надежда Никитовна, напоследок поделитесь секретом: кто Вас одевает?
— Каждый мой костюм несет в себе неповторимый образ, созвучный песне. Потому созданием костюмов занимаются профессионалы высокого класса. Каждый костюм — это уникальное творение ведущих кутюрье с использованием самых изысканных материалов, тончайших кружев ручной работы, искусной вышивки. Они очень дорогие.
Вот почему в год у меня появляется не больше одного-двух костюмов.
— Мордовские зрители увидят все то новое, о чем мы сегодня говорили?
— Надеюсь, довольно скоро. Я очень люблю выступать в Мордовии, поскольку сама эрзянка, где добрый зритель, где у меня очень много друзей. Мы дружим с Главой РМ Николаем Ивановичем и его супругой.
Он всегда бывает на моих концертах в Москве и приглашает вновь и вновь побывать в республике.
— Тогда до новой встречи на нашей земле!