Накануне юбилея

Итоги сезона в «Красном факеле» Наталья ШКЛОВСКАЯ, фото Игоря ИГНАТЬЕВА   18 июня театр «Красный факел» завершит 89-й сезон. Его можно было бы назвать «прочеловеческим»: именно человек и его взаимоотношения с окружающим миром, споры с судьбой, его боль, его страсти, его мечты стали центральными темами практически всех спектаклей.

Накануне юбилея Открыл их череду мощный, зрелищный, демонстрирующий современные технические возможности театра «Макбет» У. Шекспира, поставленный режиссером Тимофеем Кулябиным в соавторстве с петербургской командой постановщиков: хореографом Ириной Ляховской, художниками Олегом Головко, Светланой Матвеевой (костюмы), Евгением Ганзбургом (свет) и создателем музыкального оформления Николаем Якимовым. В легенде (так определен жанр спектакля) о том, как в человеке прорастает зерно греха, основным выразительным средством стала пластика. Непрерывно движется-танцует здесь все: и персонажи, и декорации, и свет, превращая сцену в месиво тел, стали и плотного воздуха-тумана.

Мир здесь прекрасно-безобразен. Изначально красивые Макбет (Константин Телегин) и его Леди (Ирина Кривонос) постепенно наделяются звериными чертами и уничтожают все человеческое в себе и вокруг себя: родственные связи, дружбу, любовь. Именно этот спектакль, начавший сезон, и закроет театр до осени.

Следом за «Макбетом» на сцене «Красного факела» появилась комедия К. Людвига «Примадонны» – современная вариация на темы фильма «В джазе только девушки» и «Двенадцатой ночи» У. Шекспира. Режиссер Владимир Золотарь сделал акцент на втором и рассказал жизнеутверждающую историю о торжестве театра: человек живет по-настоящему, только когда играет.

Уходящий сезон пополнил репертуар театра и новой детской сказкой. Постановочная труппа «Макбета» (практически в полном составе) во главе с режиссером Тимофеем Кулябиным по-настоящему «оторвалась» после Шекспира, сочинив веселый и яркий пиратский боевик «Веселый Роджер» в духе Квентина Тарантино.

Главный режиссер театра Александр Зыков выбрал пьесу Дмитрия Липскерова «Школа с театральным уклоном» для постановки на малой сцене. Герои-учителя Лаврентия Сорокина и Сергея Новикова (актера театра под руководством С. Афанасьева) переживают кризис среднего возраста, мучаясь вопросом: «А может, и мы в чем-то гении?..» В перерыве между побелкой стен в опустевшей на лето средней школе они отчаянно томятся по настоящим страстям, подвигам и даже преступлениям. Благодаря виртуозному мастерству актеров зрители видят действительно двух гениев – гениев воображения, способных до беспамятства влюбиться в манекен, представив его прекрасной дамой, и безутешно рыдать, «убив» возлюбленную из ревности бутафорской шпагой.

По мнению многих новосибирских критиков, просмотр этого спектакля должен входить в обязательную программу обучения студентов-актеров. Впереди у режиссера Александра Зыкова еще одна премьера до закрытия – тургеневский «Нахлебник».

Одним из событий сезона стала «Саранча» нашей современницы Биляны Срблянович в постановке Василия Сенина. Спектакль делает очень смелую сегодня попытку: он предлагает зрителям осознать и примириться с мыслью о собственной смертности. Персонажи сменяющих друг друга картин-эпизодов боятся жить по-настоящему, ведь от этого стареют и умирают. Поэтому они мучаются от одиночества, не могут принять и издеваются друг над другом или пытаются избавиться от своих престарелых родителей: чтобы не напоминали о предстоящем. В жесткости повествования удивительна интонация, выбранная режиссером.

В ней нет назидательности, проповедничества или депрессивного отчаяния, проклятий в сторону рода людского. Это личностный взгляд переживающего, но ироничного и честного человека, узнающего во многих персонажах себя. Возможно, именно поэтому в зале рождается очень сильный эмоциональный отклик: кто-то покидает спектакль, не дождавшись финала, но большинство все же искренне аплодируют стоя.

89-й сезон значим для театра не только благодаря интересным премьерам. С начала «Красный факел» работает в новой организационно-правовой форме автономного учреждения культуры, и директор Александр Кулябин считает этот переход началом новых продуктивных договорных отношений театра с государством.

Хорошей новостью для Новосибирска стало решение о возвращении Межрегионального фестиваля «Сибирский транзит» в «Красный факел», где он и появился на свет благодаря инициативе Александра Кулябина восемь лет назад. В в Новосибирске, а география форума расширится: в нем будут принимать участие театры не только Сибири, но и Урала, и Дальнего Востока.

И, конечно, в числе значимых событий нельзя не упомянуть участие «Красного факела» в Сибирском театральном форуме, организованном Союзом театральных деятелей России. Эта встреча стала единственной в своем роде возможностью повысить квалификацию работников, обсудить насущные проблемы и вместе найти пути их решения для семидесяти шести театров Сибирского региона.

18 мая состоится торжественная церемония закрытия, на которой будут вручены театральные премии по итогам уходящего сезона. Следующий, юбилейный сезон театр откроет 25 сентября спектаклем «Маскарад» по драме М. Лермонтова, работа над которым уже идет полным ходом. Ставит спектакль режиссер «Красного факела» Тимофей Кулябин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *