Накануне жизни
Ольга ЕГОШИНА В Санкт-Петербурге прошел VI международный фестиваль ТЮЗов «Радуга». Тяга к «дню сегодняшнему» – одна из самых стойких потребностей театра. Мы готовы примерять на себя коллизии Гамлета или Медеи.
Но так хочется «услышать» со сцены сегодняшний сленг, увидеть своих сверстников с их и только их манерой ходить, говорить, думать, с их проблемами и их страданиями. На нынешнем фестивале «Радуга» стало очевидным, что сейчас молодые обращаются к «серьезному»: к войне в Чечне и в Хорватии, к размышлениям о природе ненависти, к пьесам, говорящим о реальности.
Хорватский театр «Вировитика» привез спектакль «Площадь войны», рассказывающий о событиях сербохорватской войны. Девочка Рива и ее брат Андреа вспоминают, как им пришлось бежать из родного города, как толпа вчерашних друзей-соседей забила их отца, остановившегося поднять уроненный мальчиком мяч. Молодые актеры Хелена Миник и Коран Кози, естественно, без напряжения, одной сменой интонаций показывают то диалог отца и матери, то беседу мальчика со сверстником-англичанином, то беседу матери с сербом, оказавшимся в том же английском лагере беженцев.
Увиденные глазами детей перипетии «вооруженного конфликта» обнаруживают свою кровавую бессмысленность.
Екатеринбургский ТЮЗ показал недавнюю премьеру – «Дембельский поезд» Александра Архипова, – одну из первых в нашем театре пьес, где автору удалось поймать реальный воздух сегодняшнего дня. Место действия – палата госпиталя. Герои – раненые солдаты, служившие в Чечне.
У одного – Тихона (Владимир Егоров) – вместо ног протезы. У другого – Вани (Сергей Монгилев) – в животе обойма пуль из «макарова», выпущенная своим же командиром спьяна. У третьего – Алисы (Вячеслав Ямбор) – тяжелая контузия и осколок в спине. Актеры-студенты (особенно хорош Алиса-Вячеслав Ямбор) играют парней, которые так хорошо знакомы каждому в зрительном зале. Знакомы их интонации и набор слов, кодекс чести «пацана» и манера повязывать бандану, мешанина понятий и твердое чувство, что вот так поступать нельзя.
Режиссер-дебютант Олег Гетце посадил зрителей прямо на сцену, а портал закрыл бетонной стеной. В финале стена поднимается ввысь и перед глазами остаются пустые ряды зрительного зала и предрассветный дым.
Мастерская Сергея Женовача привезла в Петербург постановку «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Девяти–тринадцатилетних школьников играют вчерашние студенты. Играя «мальчишек», они счастливо избегают соблазна наиграть детскость – никто не картавит и не ставит ноги домиком. Вместо всех шаблонных приемов Женовач предлагает ход гораздо более тонкий.
Мальчики в его спектакле изо всех сил хотят казаться старше. «Мне через две недели будет четырнадцать», – значительно произносит Коля Красоткин (Андрей Шибаршин), славный русоволосый паренек, который вдруг из-за залившего щеки румянца становится совсем юным.
По пронзительности и обнаженности письма даже у Достоевского мало что можно сопоставить с главами из «Братьев Карамазовых», посвященных семейству Снегиревых. Всегда страшно, когда театр берет тексты этого рода – открыто сентиментальные, открыто мелодраматические. Один неосторожный шаг, одна «дрра-матическая» интонация, и тонкий лед искусства сломан. Сергей Женовач умело подсвечивает пафос юмором.
В самой умилительной сцене, где раскаявшиеся одноклассники окружают умирающего Илюшечку, материализуется собака Перезвон (Сергей Аброскин).
У каждого человека раньше или позже наступает этот момент порога, когда определяется его дальнейшая жизнь. Для штабс-капитана Снегирева (Алексей Вертков) это момент, когда Алеша Карамазов предлагает ему гигантскую сумму в двести рублей. И на нее можно все – отправить одну дочь на курсы, полечить вторую, нанять сиделку, уехать из этого опостылевшего города, наконец, купить говядины и «побаловать» семейство. Женовач материализует эти мечты.
Вокруг снегиревского семейства мелькают соблазнительные чайники, тазики, птички… «Но это ж все мечты!» Все уютные предметы отбираются, уносятся. А Снегирев, смяв ненавистные деньги в комочек, все топчет и топчет их ногами: «Штабс-капитан Снегирев свою честь не продает!»
В конце спектакля все участники выстраиваются в одну линию. Шаг навстречу зрительному залу. Еще шаг. Ступенька.
Шаг. Ступенька. Еще шаг.
Они надвигаются на зрительный зал, почти сметая первый ряд.