«Нас решили насильно окультурить»

Почему театральная революция в Перми вызывает много споров Екатерина Васенина   Весной на Всероссийском форуме СТД обсуждались проблемы региональных театров. Когда объявили выступление режиссера из Перми, по залу прошелестело: «Сейчас будет хвастаться». В самом деле, в последние годы о театральных успехах Перми и о своеобразной культурной революции не говорил только ленивый.

Однако к микрофону вышла режиссер Пермского ТЮЗа Татьяна Жаркова и выступила против политики министра культуры Пермского края Бориса Мильграма. В этом номере по просьбе журнала «Театрал» Татьяна Жаркова изложила свои главные претензии:

–В любом бюджете культура живет по остаточному принципу. Несмотря на это, с культурой в Перми всегда было лучше, чем во многих других регионах. У нас очень сильные театры– Театр драмы под руководством Бобылева, Театр оперы и балета, Театр кукол.

Кроме того, Пермский музей деревянной скульптуры известен во всем мире. Да, у нас не было Музея современного искусства, а теперь он появился, но я бы не назвала это прорывом в культурной сфере.

Собственно говоря, с того момента, как режиссер Борис Мильграм занял пост министра культуры Пермского края и пригласил галериста Марата Гельмана, культура Перми стала зоной конфликта. Вернее, не сама культура, а понятие о ней, взгляды на то, что является культурой и что заслуживает финансирования.

Мильграм и Гельман правы– надо давать дорогу молодым, нужны новые формы. Но вы знаете, я бы не стала говорить огульно о пермском зрителе, будто он не понимает и не любит того, что было здесь до прихода Мильграма и Гельмана. У нас были сильные гуманитарные структуры, которые финансировал город и край: мощное книжное издательство, система образования и воспитания творческих кадров. И вдруг все это подверглось сомнениям.

А огромные деньги, которые якобы хлынули в пермскую культуру, выделяются преимущественно на новые проекты.

Например, замечательный дирижер Теодор Курентзис возглавил наш Театр оперы и балета. Приехал не один– со своим оркестром. Просит на экспериментальную постановку у наших депутатов 100 миллионов рублей только на этот год. И по 240 миллионов рублей на 2012–2013 годы.

Но ведь это экспериментальное искусство, и потому всегда можно сказать, что эксперимент не получился.

У нас политика какая: Пермь– культурная столица Европы. Десятки проектов, фестивалей. Но одной Перми столько не нужно!

Такое ощущение, что нас решили насильно окультурить. Может, стоило нас спросить, нуждаемся ли мы в этом? Вот идет большой летний фестиваль «Белые ночи».

Бюджет, говорят, 600 миллионов рублей. Все мероприятия аттестуются как уникальные. Но при этом «Белые ночи» объединяют со старым этническим фестивалем «Камва» в деревне Хохловка, который никогда не имел отношения к «Белым ночам». И в итоге люди не успевают переварить события. Им кажется, что в крае происходит настоящая культурная революция.

Даже давний пермский фестиваль документального кино «Флаэртиана» тоже теперь считается достижением нового культурного руководства, как и фестиваль детского театра «Театральная весна».

Да, у нас совсем недавно появился фестиваль «Пространство режиссуры» с очень интересной программой. В его рамках к нам даже приехал спектакль Питера Брука. Только есть одно «но»: на фестиваль невозможно было попасть пермякам.

Продвижение Перми как культурной столицы принимает абсурдные формы. Безумные деньги вкладываются в символику и арт-объекты: около вокзала уже достроили огромную уродливую букву «П». Но я не вижу в этом искусства.

Почему кто-то решил, что если назначить город культурной столицей и начать вкладывать в него деньги, то город этой столицей немедленно станет? У нас пока видно: чем абсурднее проект, тем больше шансов, что он пройдет все согласования и будет реализован.

Хочу сказать главное: на бумаге многие идеи выглядят прекрасно. А в жизни получается совсем не то, что хотели. С отчетами у Мильграма и Гельмана, я уверена, все в порядке. Посмотришь– диву даешься.

В реальности я не могу сказать, что все так здорово.

Да, нас загоняют в новые отношения. Нас всех будут учить зарабатывать деньги. Это, конечно, правильно, но театр по сути своей не может приносить прибыль. Пока нас не бросают на произвол судьбы, но все равно активно двигают к системе грантов.

Например, наш ТЮЗ выиграл всероссийский грант на постановку спектакля по произведениям Виктора Астафьева. Но отношения с местной властью складываются гораздо труднее. Сколько моих знакомых подавали заявки на участие в тех же «Белых ночах» и не прошли конкурс! Мы хотели восстановить в рамках «Белых ночей» спектакль моих студентов по Есенину, но нам предложили только бесплатное участие: дескать, восстанавливайте за свой счет…

Министр культуры Пермского края Борис Мильграм не согласен с доводами Татьяны Жарковой:

– Мы действительно объявили Пермь территорией проектов. Но я ничего дурного в этом не вижу. А недовольных понять могу.

Недоволен тот, кто не хочет работать по-новому. Мы ведь предлагаем искать идеи, включаться с проектами… И это очень важно, ведь чиновником всю жизнь я быть не собираюсь. Но пока у меня есть власть, моя задача состоит в том, чтобы расширить культурные границы Пермского края.

Мы не можем раздавать деньги налево и направо. У нас нет на это полномочий. Но со своими проектами должен заявляться каждый, кто хочет что-либо сделать в культурной сфере. Главное требование к проектам – чтобы в них сочеталась аутентичность, подлинность и глобальность.

Это, конечно, сложно, но у каждого есть шанс. Впрочем, когда предлагаешь такие «правила игры» – всегда появляются недовольные. Вот простой пример.

В рамках фестиваля «Белые ночи» пермский СТД провел в июне огромный международный конкурс актерской песни «Соломенная шляпка». Победила израильтянка. Получается, что деньги утекают из России? Но ведь средства были выделены на проект, который организовал Союз театральных деятелей Перми, разве для бухгалтерии имеет значение, что лауреатом стала жительница другой страны? Впрочем, я могу понять тех, кто этим возмущен: они пытаются всего лишь привлечь к себе внимание.

А я в очередной раз призываю: проявляйте себя иначе – приходите с новыми проектами, а не жалуйтесь, что деньги утекают в Москву или за границу. Кстати, в «Белых ночах» 400 событий, включая 70 выставок. Наверное, кто-то считает, что для Перми этого много.

Но я думаю иначе: в следующем году будет 800.

У нас есть отдельные гранты для пермских театров. Есть гранты для пермских музеев. Кто хочет – участвует. В «Белых ночах» участвуют все, и нужно только выйти с предложением, найти место и расписать бюджет.

В искусстве же нет своих и чужих. Есть художники и нехудожники, более энергичные и менее энергичные. Но, наверное, кому-то проще получить деньги у федералов.

Что касается городской символики, на которую тратятся деньги, то в России к символике всегда сложное отношение. Гимн нашей страны тоже не всем нравится. Большой разрыв миропонимания у населения, поэтому и разница отношений так подчеркнута.

Но мы пытаемся всех соединить на территории города. Мы меняем городскую среду и делаем ее живой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *