Нашего времени случай
Ольга ЕГОШИНА Александра Захарова – Юлия и Дмитрий Певцов – Дульчин Марк Захаров сочинил элегантные вариации на тему «Последней жертвы» А.Н.Островского По статистике последние несколько сезонов пьесы А.Н. Островского устойчиво держат первое место по количеству постановок по России. И этот внезапно проснувшийся интерес понятен: Россия пореформенная XIX века впрямую перекликается с реалиями нашей жизни.
В быт вернулись и «бешеные деньги», и соблазны колеса рулетки. Вернулись богатые невесты и «бедные невесты». Вернулись заклады, векселя, проценты. В яму за долги вроде пока не сажают, но уж «на стрелку ставят» точно.
Недаром в «Ва-банке» у Захарова Салай Салтаныч (Сергей Чонишвили) обзавелся целой гвардией джигитов с кинжалами, которые ходят за несостоятельными должниками.
Коллизии героев комедий Островского просто просятся в современную жизнь. Рядами бродят «красавцы-мужчины», а уж юсовых, вишневских, да даже и тит титычей – считать не пересчитать. Свахи глафиры фирсовны основали брачные агентства. А кулигины занимаются усовершенствованием мобильных телефонов.
Да собственно можно понаблюдать и за публикой ленкомовской премьеры. Чем не театральные персонажи, гуляющие по фойе и важно пьющие шампанское в буфете, гордые престижностью события и обилием знакомых лиц среди приглашенных гостей? Кто-то явно «из публики» почтительно улыбается Андрею Макаревичу, кто-то заговорщицки подмигивает Ярмольнику, раскланивается с Этушем, кивает Кваше.
Вся Москва – в зрительном зале. Жаль, Островский не дожил, нужна его кисть, чтобы все это живописать.
Марк Захаров знает свою публику вдоль и поперек, ее вкусы, ее потребности. Шутка ли – тридцать лет вместе. Тогдашние тинейджеры, бегавшие на «Юнону и Авось» уже стали солидными служащими, бизнесменами, игроками.
Тогда им грезилась неземная любовь до гроба, и глаза, «которые не мигают, слезятся от ветра»…Сейчас заботы другие.
Взяв «Последнюю жертву», Захаров решительно сократил текст (весь спектакль уложился в 1 час 50 мин) и сместил акценты драматурга. В его спектакле нет ни жертв, ни влюбленных. Есть расчетливые игроки – удачливые и не очень. Все хотят купить себе счастье, а если продаться самому, то подороже.
Все хотят сыграть в азартную рулетку судьбы.
Олег Шейнцис выстроил на сцене не то каретный парк, не то уличную пробку XIX века. С десяток лаковых черных экипажей перегородили все пространство сцены. Актеры лазают через кареты, поверх карет. Дамы цепляются юбками за дверцы. Флор Федулыч просто живет в такой карете-комнате.
Угрожающе мелькают спицы колес. Пока самый недогадливый зритель не сообразит, что перед ним метафора того самого рулеточного колеса счастья.
Здесь играют по-крупному. Да не все игроки одного класса. Вот суетится и пробует поймать богатого красавца-жениха Ирина Лавровна (Олеся Железняк).
Да промашка вышла – жених оказался богачом фальшивым. «Мы с вами обманулись друг в друге», – ласково объяснит экс-невесте Дульчин (Дмитрий Певцов). И на ходу перестроившись, сам потребует миллионщицу Пивокурову.
Вековечная страдалица Юлия Тугина в захаровской постановке лишена привычного шлейфа любящего нежного сердца. В исполнении Александры Захаровой эта белокурая дива в локонах и умопомрачительных турнюрах – дама с весьма бурным прошлым. Привычно щебечет, пытается резвиться этакой кошечкой, а нет-нет и таким басом рявкнет, такой бой-бабой глянет, что куда там разлетаться с сожалениями. Она хотела прикупить красавца-жениха Дульчина (которого полагает состоятельным помещиком), готова идти на определенные жертвы для достижения цели.
Но опять – недостаток достоверной информации. Переплатила сильно, а товар бросовый оказался. Оставшись обманутой и брошенной, эта Юлия страдает не столько от поруганной любви, сколько от впустую пропавших денег. «Деньги-то как получить… Он мне расписки давал!!!» – жалуется она купцу Прибыткову, и тот горе бедной вдовы хорошо понимает.
Александр Збруев играет своего Прибыткова купцом новой формации. Хозяин, бизнесмен, любой новый русский позавидует стати этого московского купца, небрежной элегантности его манер, его олимпийскому спокойствию и самоуверенности. Появившись откуда-то из преисподней прямо в квартирке Юлии Тугиной, этот Флор Федулыч по-хозяйски окидывает помещение взглядом.
И этой хозяйской уверенности: что хотим – достанем, сколько стоит – заплатим, – не изменит ни на секунду. Знаменитая реплика Прибыткова: «этот поцелуй – дорогого стоит» в «Ленкоме» решительно переосмыслена. Или точнее впервые сыграна точно, как написана.
Этот (действительно, ох, какой смачный!!!) поцелуй Юлии стоит дорого, деньги на бочку! Ни тебе шевелений зарождающейся любви, ни тебе ошеломления от встречи с чистой честной женщиной. Честное обалдение от встречи с профессионалкой.
Она тебе свой немалый опыт и чувственные утехи, ты – обязан заплатить и дорого.
Флор Федулыч в «Ленкоме» лишнего не переплатит. Служба информации у него на высоте. И со «своими» людьми он рассчитывается по совести. Одна из лучших сцен спектакля – его расплата за услуги с Глафирой Фирсовной.
Недавно перешедшая в театр Анна Якунина играет свою сваху с точной мерой правдоподобия и отстраненности. Этакий коршун в черной юбке и наколке на голове. Когда Флор Федулыч жалует ее шубой, тут же соображает, что можно выбрать и помоднее, и подороже. «Принести, какую она хочет!» – отдает приказ хозяин.
И уж она эту шубу отслужит верой и правдой.
Вполне законно отказавшись от названия «Последняя жертва», Марк Захаров, кажется, с «Ва-банком» не угадал. Никто из героев ни жертв не приносит, ни ва-банк не идет. Так, приторговывают помаленьку. «Дрянь народ пошел», – верно замечает местный философ Салай Салтаныч.