Наши номинанты
Мы завершаем представление претендентов на третью премию «Звезда Театрала». К моменту подписания номера в печать голосование за лучшего среди номинантов было закрыто. Мы проводим подсчет голосов и будем хранить результаты в тайне вплоть до вечера 6 декабря, когда фарфоровые статуэтки найдут своих обладателей. «Звездный луч» (за лучшее соло).
Женская роль
Рамиля Искандер. «Алые паруса» (РАМТ)
Из мюзикловой роли очень трудно сделать объемный драматический образ, но Искандер это удалось. Ее Ассоль – не просто романтическая девочка, что ждет своего Грея. Она, точно сознавая, что несет на своих хрупких плечах весь груз прошлого и весь трагический опыт своей семьи, решает не повторить судьбы родителей и найти счастье, невзирая ни на что. Она не борется с хохочущей толпой, которая считает ее сумасшедшей, а просто готова к встрече со счастьем и ждет ее.
Если учесть, что зритель в основном молодой, то надо отметить: неплохой пример для подражания.
Анна Дубровская. «Дядя Ваня» (Театр им. Вахтангова)
Одна из самых красивых чеховских женщин далась Дубровской, по признанию ее самой, нелегко. Результатом этой долгой и тяжелой работы актрисы и режиссера стала эта – какая-то античная – Елена Андреевна. Соблазнительная и соблазняющая, холодная и красивая (как греческая мраморная статуя) и ленивая как античный аристократ.
Женщина – темная, стихийная, ленивая и бесконечно притягательная.
Александра Куликова. «Месяц в деревне» (БДТ им. Товстоногова)
Эта Наталья Петровна, жена помещика Ислаева, похожа на бумажную куколку. На легчайшую балеринку из сказки Андерсена про оловянного солдатика. Холодная, вышколенная, чопорная.
И вдруг во втором акте эта тихоня превращается в чудовище, которое дает волю гневу и страсти.
Марина Голуб. «Васса Железнова» (МХТ им. Чехова)
Зрители привыкли видеть эту актрису в острохарактерных ролях, но заглавная роль в «Вассе Железновой» заставила их изменить стереотипу. Эта трагическая, если не сказать эпическая, роль стала для Голуб вехой в театральной карьере: критика поругивала спектакль, но саму Голуб хвалила за талант.
Юлия Пересильд. «Варшавская мелодия» («На Малой Бронной»)
В пьесе на двоих трудно выбрать главного. Но Пересильд так естественна, так жива, так искренно рыдает в горе, так хохочет в радости и так холодна в своем забвении, что ее подвижное лицо с ярко накрашенными губами остается в памяти, будто камея в бабушкином медальоне.
Мария Бердинских. «Дядя Ваня» (Театр им. Вахтангова)
Удивительная Соня в исполнении Бердинских стала одним из открытий сезона. Порывистая, экспансивная, яркая, шумная, она все время существует на грани истерики и нервного срыва. Но глаза ее всегда сухи, а в голосе – металл. Эта Соня – не несчастная и угловатая девочка, а настоящий фанатик.
Любопытно, она не возьмет себе псевдоним Перовская?
«Звездный луч» (за лучшее соло).
Мужская роль
Андрей Сиротин. «История мамонта» (Мастерская О. Кудряшова)
Спектакль, выросший из дипломного, во многом благодаря работе Сиротина. Он играет классического для русской литературы «маленького человека» Служкина, который злится на безалаберных учеников, переживает измену жены, и свою безответную любовь, влюбленность в него школьницы Маши. А из этих мелочей жизни и является вдруг подлинное величие и древнегреческая драма.
Михаил Филиппов. «Тайные записки тайного советника» («Эрмитаж»)
Пронзительный и печальный, но вместе с тем на удивление оптимистичный образ Филиппов собирает будто бы из осколков зеркала. Сотрудничество этого большого артиста с «Эрмитажем» и его худруком Михаилом Левитиным, который делает авторский театр, оказалось крайне плодотворным и успешным.
Виктор Вержбицкий.«Бешеные деньги» (Театр им. Пушкина)
Успеху спектакля способствует его блестящая игра. Иван Петрович Телятьев – это веселый франт и красавец мужчина. Он важен и смешлив, импозантен и беспечен.
Дает фору всем, в том числе и популярным телевизионным звездам, занятым в «Бешеных деньгах».
Сергей Чонишвили. «Метод Гренхольма» (Театр наций)
Почти два года у Чонишвили не было ролей в театре, но стоило поднакопить сил для этой работы. Его Фэрран, закованный в костюм и галстук точно в латы, умело ведет жуткую игру – порой куда более жуткую, чем гладиаторский бой, ибо меча у него нет, зато есть умение манипулировать, которое пострашнее удара, от которого хотя бы можно увернуться.
Сергей Маковецкий. «Дядя Ваня» (Театр им. Вахтангова)
Тот редкий случай, когда критика и зритель абсолютно единодушны: критика пишет восторженные отзывы, а публика голосует ногами, рублем и… на нашем сайте. Одна из главных ролей чеховского репертуара сыграна отменно. Кстати, в спектакле Павла Сафонова «Чайка» Маковецкий отлично сыграл Тригорина.
Так кто сказал, что сегодня нельзя ставить Чехова и некому его играть?
Виктор Сухоруков.«Царство отца и сына» (Театр им. Моссовета)
Великолепная работа яркого артиста. Он не боится быть смешным или неуклюжим, его Федор, кажется, жалкая недотыкомка, но, когда посягают на его, собственное, становится очевидно: он – настоящее порождение ярости и злобы Грозного. Оторваться от этого Федора невозможно.
Предельно точно сделанный образ.
Евгений Князев. «Маскарад» (Театр им. Вахтангова)
Его Арбенин вызвал множество ожесточенных споров – а значит, никого не оставил равнодушным. И конечно, в памяти остается его прыжок на постамент – будто бы не прыжок вовсе, а взлет, как будто от тоски и ярости выросли на мгновение крылья за спиной.
Юрий Стоянов. «Женитьба» (МХТ им. Чехова)
«Медийная» фигура на сцене Художественного театра вызывала вопросы у критики. А публика наслаждается «театром представления», шутками, гэгами и отсебятиной своего любимца. Некоторые возмущаются. Опошлили, мол, Гоголя.
Но гэги гэгами, а просвещение просвещением: школьники и первокурсники, может быть, книжку прочтут благодаря Стоянову, который мужественно делает для этого все.
«Легенда сцены» (за честь и достоинство)
Людмила Ивановна Касаткина
Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР
«Я попала в труппу таких талантливых людей, таких актеров! Это была целая школа – сыграть эпизод с Петром Константиновым. Видеть, как его незагримированное, нормального цвета лицо превращается в красное от негодования и ненависти потому, что его герой не может добиться желаемого! Это подлинные переживания, настоящая страсть. После хореографического училища я была «танцевальной» актрисой и, конечно, очень хотела играть Флореллу в «Учителе танцев» с блистательным Зельдиным.
Но режиссер спектакля Владимир Канцель сказал: «Нет. Ты не такого роста, и вообще… Ты можешь играть служанку».
Меня это взорвало. Я начала готовить самостоятельно сцену Флореллы. Потом показалась Канцелю, и он закричал из зала: «Старуха, можешь!» Так что, как видите, все можно доказать. Но делом! Не на словах, не уходить с обидами.
У меня такой был характер, таким он, наверно, и остался».
P.S. Сразу после окончания Щукинского училища была принята в труппу Театра советской армии, где работает до сих пор. Сыграла на сцене ЦАТСА более сорока ролей, среди которых наиболее известны такие постановки как «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» и другие. Дебютировала в кино в фильме «Укротительница тигров» и сразу в главной роли получив признание критиков и зрителей ярким образом Лены Воронцовой.
Во время съемок этого фильма ей пришлось без дублеров входить в клетку с тиграми и выступать с ними на арене.
Получила известность также благодаря своим работам по озвучиванию мультфильмов: все помнят ее Багиру в «Маугли».
Людмила Касаткина выпустила три курса в РАТИ, выступает на творческих вечерах, занята в спектаклях ЦАТСА.
Юрий Мефодьевич Соломин
Народный артист СССР, народный артист Кыргызстана, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии России. Награжден орденами Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени.
«Нам вменяют в вину костюмность. Да, у нас костюмные спектакли, и декорации – традиционные. Но надо же сохранять историю, чтобы наша молодежь знала, что время Чехова – это не время Beatles. Грибоедов пишет о XIX веке – и пусть они видят, как одевались в те времена. У нас даже есть старые ордена, которые мы вешаем на грудь с тем, чтобы соблюсти историческую правду!
Нам говорят: «У вас музей!» Да, музей, если хотите. Но, между прочим, французы о «Комеди Франсез» ничего плохого не говорят. А это тоже музей, в котором тоже сохраняются традиции.
Например, там в администраторской на каждом спектакле дежурит один из известных артистов труппы – помогает, разрешает конфликты, приглашает зрителей в зал. А еще в «Комеди Франсез» никто не может гастролировать, эта традиция соблюдается еще со времен Наполеона. Опять же никто из англичан почему-то не говорит, что шекспировский театр – это мемориал».
P.S. Артист, художественный руководитель Малого театра. Всю жизнь остается верен Малому, приехав в Щепкинское училище сразу после школы.
Был принят на курс Веры Николаевны Пашенной.
Уже потом были съемки в кино: множество ролей, более 50 фильмов. Среди картин с его участием: «Адьютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Блокада», «Обыкновенное чудо».
А в Малом театре Соломин сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара. Среди них – главные роли в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Веер леди Уиндермиер» и других.
С 1961-го Соломин преподает в своей Высшем театральном училище им.М.С.Щепкина. А в 1988-м был выбран коллективом театра был избран и назначен на должность решением правительства России художественным руководителем Малого театра. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, практически заново создав при этом репертуар.
С 1990-го по 1992-й Соломин работал в должности министра культуры в составе первого правительства Российской Федерации. В эти два года ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества.