Наталья Защипина
«Я зря поверила Плучеку» Марина БАЗЫЛЮК Когда-то скупая на комплименты Фаина Раневская назвала маленькую Наташу – свою партнершу по фильму «Слон и веревочка» – живым чудом и даже призналась, что боится играть рядом с ней, потому что может на ее фоне выглядеть фальшиво. В пять лет юная актриса Наташа Защипина была известна не только всему Союзу, но и далеко за его пределами.
Кроме актерского, Наталья Защипина обладает еще даром замечательного рассказчика. Часто веселого, отчего история ее собственной жизни кажется очень гладкой и ровной, хотя временами, конечно, печальной, в ней тесно переплетается многое – кино, театр, три замужества, рождение сына…
В коридоре ее квартиры висит большой портрет кудрявой девочки. «Это из Китая прислали после того, как у них прошел фильм «Первоклассница», – рассказывает Наталья Александровна. – Картина была в замечательной золотой раме. Но моя мама сказала, мол, вот еще, ты не будешь висеть в золотой раме. Она вынула холст и спрятала его, а саму раму выкинула на помойку! Холст пролежал на антресолях 30 лет.
Уже когда мама умерла, мой муж достал его, заказал новую раму, а потом повесил картину на стену. А при маме – ни-ни. Она больше всего боялась, что я зазнаюсь. Потому так и поступила.
Если бы, наверное, она немного не так воспитывала меня, то я и выросла бы другой – хотела бы большего! И добилась, наверное, большего… А так… С другой стороны, мой сын до сих пор корит меня, что я не позволила ему стать актером! Больше тридцати лет назад он снялся один раз – сыграл Малыша в картине про Карлсона.
Сегодня Миша – преуспевающий бизнесмен, а все равно недоволен. Так и я – и жизнь вроде сложилась неплохо, а я недовольна…»
Жила-была девочка…
В разгар войны на экраны страны вышел фильм Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка», про двух маленьких девочек, перенесших блокаду Ленинграда. Так пятилетняя Наташа Защипина в одночасье стала знаменитой. «О тех съемках я помню мало. Все-таки четыре года… Знаю, что в кино попала случайно – мы гуляли с бабушкой на Тверском бульваре, недалеко от дома (тогда мы жили над «Елисеевским»).
Уже три года, как не было в живых отца – он погиб еще в 41-м, защищая Москву. «Пропал без вести» – такое извещение нам пришло. Я знаю, что их сбросили с парашютами где-то под Москвой, в Боровском районе, и немцы расстреляли этот десант еще в воздухе…»
Очаровательная девочка в кудряшках, наряженная, как кукла (бабушка замечательно шила и вязала), с огромным бантом на голове сразу привлекла внимание помощника режиссера, которая, как раз искала подходящего ребенка на роль Кати. «Я была веселой и шумной, заводилой. Помреж попросила у бабушки наш телефон… Между звонком со студии и этим свиданием прошел, наверное, месяц, и все это время я не давала всем жить, твердила, что хочу сниматься в кино… Мама меня отговаривала, обещала: «мы твой портрет повесим на стенку», но я кричала: «хочу, чтобы меня все видели, а не только вы!»
После фильма «Жила-была девочка», в 46-м, она снялась в картине «Слон и веревочка», а в 48-м вместе с Тамарой Макаровой в фильме «Первоклассница»… Но мама Наташи не хотела, чтобы девочка стала актрисой. Сама музыкальный работник, она и в Наташе видела пианистку. «Когда я выросла, то первым делом продала пианино и не жалею об этом», – смеется Защипина. «Хотя до сих пор неплохо пою. Мама все время твердила мне: «Ну что такое кино? Надо поступать в институт, получать нормальное образование, профессию». И я тоже начала так думать.
А на актерский пошла за компанию. Просто три моих самых близких друга решили идти именно туда. Потом, кстати, все трое прославились – один стал режиссером, другой художником, третий писателем-сценаристом. В старших классах мы вчетвером сочиняли пьесы и ставили их во дворце пионеров. А по окончании школы стали поступать во все творческие вузы – куда возьмут.
Я провалилась повсюду. И тогда мама взяла мои документы и отвезла их на электроламповый завод к своему брату».
Во ВГИК Наташа поступила уже осенью, когда основной набор был закончен. «В театральных вузах мне говорили, что я избалована кино, и мне туда и не надо идти, и добавляли, мол, ты и не театральная девочка совсем – и роста небольшого, и молоденькая очень. А во ВГИКе сказали – зачем тебе учиться? Снимаешься и снимайся, ты и так все умеешь. И не взяли!» Совершенно случайно Наташа встретила Сергея Герасимова, с женой которого – Тамарой Макаровой – она снималась. Режиссер узнал, что девушку никуда не приняли, вызвался помочь. «Осенью курс во ВГИКе будет набирать Ольга Ивановна Пыжова.
Давай не будем ей говорить, что ты снимаешься в кино, я лично попрошу декана, чтобы он молчал. Пусть она тебя послушает. Но тогда не взыщи – возьмет так возьмет, а нет…» Наташа, конечно, согласилась.
Она сама подобрала репертуар, сама подготовилась и … Пыжова, послушав ее, взяла сразу на [%3095%]третий тур. О том, что Защипина известна на всю страну, актриса Ольга Ивановна узнала только через год, когда Наташа училась уже на втором курсе. Пыжова была очень возмущена обманом, сильно ругалась.
Сама Ольга Ивановна, снимавшаяся еще в дореволюционном кино, к этому времени полностью сосредоточилась на театре. И даже в «киношном» вузе готовила театральных актеров. Курс, на котором училась Защипина, ставил много спектаклей. Неудивительно, что за время учебы юная Наташа снялась всего в двух фильмах, а по окончании ВГИКа, взяв свободный диплом (чтобы избежать распределения на «Мосфильм»), стала поступать в театры.
Ее приняли сразу в два. «Я буквально побежала в Сатиру к Плучеку. Тогда я прилично пела и танцевала, и решила, что этот театр – мой!» Валентин Плучек сразу поставил молоденькой актрисе условие – сначала она должна стать хорошей актрисой, а до тех пор, пока этого не произойдет, сниматься нельзя. «Стать хорошей актрисой», по Плучеку, означало только одно – работать, работать, работать. «Меня тогда очень много приглашали сниматься, я была весьма популярна. Но я поверила Плучеку, что сниматься сейчас нельзя… Только по прошествии многих лет поняла, как он был не прав». А тогда актриса была настолько предана своему театру, что даже квартиру поменяла – лишь бы быть поближе к работе. «Прошло несколько лет, и в конце 60-х меня перестали приглашать в кино. Все.
Карьера закончилась. Сегодня я могу сказать точно – это неправильно. Популярность – хлеб для актера. Сначала ты много работаешь, а потом твоя известность начинает работать на тебя!
Я же давно забыта… Практически все режиссеры и сценаристы, знавшие меня, или ушли из жизни, или уже не работают. А новые меня попросту не знают!»
Долгое время в Сатире она играла по тридцать спектаклей в месяц плюс репетиции. «Школа тех лет была великолепной – сейчас с актерами так не работают, как раньше. Плучек с нами много занимался, но больше всего я благодарна Марку Захарову. Считаю, что все, что я умею на сцене, дал мне он. Когда он уходил из нашего театра, я просила у него за себя и за мужа, да многие тогда хотели уйти с ним.
Но Министерство культуры опасалось, как бы конфликт между Захаровым и Плучеком не перерос в скандал, и запретило Марку Анатольевичу забирать с собой кого бы то ни было из театра… Так за все время у нас только одна-единственная Пельтцер и смогла уйти к Захарову».
Попросив Захарова взять ее в театр, она, наверное, первый и последний раз в жизни нарушила правило, по которому всегда жила и живет сейчас – никогда ничего не проси… Она, например, никогда не ходила к начальству за ролями. В начале 90-х, когда работы было совсем мало, Наталья Александровна подрабатывала озвучкой на телевизионной студии кинопрограмм, например, в известном диснеевском мультфильме озвучивала Чипа.
Не верится, но сегодня в театре у нее только одна роль – страхового агента в постановке «Как пришить старушку». Есть еще антреприза, с которой она ездит по стране и выезжает за рубеж. «Я все понимаю – ну кому сейчас нужны старики? Тем более что в нашем театре есть такие великолепные актрисы, как Ольга Аросева, Вера Васильева. Аросева – это пани Моника, ее помнят и любят, Васильева много снималась в свое время, в отличие от меня, конечно, им отдается предпочтение.
Но я не в обиде. У меня настолько хорошо сложилась жизнь семейная, что это заменило мне работу!»
В своей личной жизни она повторила свою маму – та тоже была замужем трижды и воспитала единственного ребенка. «Оставшись вдовой, с восьмимесячным ребенком я ушла к актеру Театра сатиры Борису Кумаритову, с которым мы прожили душа в душу 35 лет, он вырастил Мишу, как своего… Кстати, кроме ребенка, я еще и маму с собой привела. Сейчас таких мужчин нет! Борис был настолько хорошим человеком… да что говорить! Когда он умер, сосед с верхнего этажа, он очень состоятельный сотрудник «Газпрома», сказал, ну Кумаритов, ну учудил – я же ради него в этот дом переехал!»
Борис Михайлович Кумаритов – сегодня не так широко известен публике, и Наталья Защипина очень сожалеет об этом. «Он был великолепным актером и чтецом. Выступал в филармонии. Только когда он умер, я узнала, сколько у него друзей и поклонников, панихида продолжалась четыре часа!»
Сегодня Наталья Александровна живет с сыном и невесткой. Живет больше их проблемами, надеждами. «Внуков они мне пока не подарили – очень занятые люди… Но я думаю, что ситуация изменится».
Она любит готовить, любит читать толстые глянцевые журналы, иногда ездит с антрепризой на гастроли и все надеется, что изменится ситуация и в ее творческой жизни: у нее еще будут новые роли и в театре, и в кино.