Натянутая струна
«Театрал» разыгрывает билеты на концерты филармонии Солист Московской филармонии Иван Почекин обратился к биографии невероятно загадочного скрипача Никколо Паганини. Сам Иван исполняет многие сочинения великого мастера (недавно фирма NAXOS выпустила два диска с произведениями Паганини в исполнении Ивана, кроме того, музыкант – победитель конкурса имени Паганини в Москве). Ответы на вопросы конкурса принимаются до 18 апреля по электронной почте teatral@newnews.
Победитель получит два билета на концерт Ивана Почекина и Александра Гиндина, который состоится в Малом зале Московской консерватории 22 апреля . А теперь слово маэстро:
– Никколо Паганини – король скрипки! Его имя овеяно многочисленными легендами.
Родился в Италии, в Генуе. И свои скрипичные эффекты начал сочинять уже будучи маленьким мальчиком. С юных лет он путешествовал с концертами по Италии.
В Ливорно поклонники, восхищенные его игрой, поднесли ему в дар скрипку работы знаменитого мастера. Догадывались ли они тогда, что этот инструмент принесет Паганини мировую славу?
В 1805 году судьба привела его в Лукку, где он был и концертмейстером придворного оркестра, и учителем принца Баччиоки. У этого принца была красавица сестра Элиза, в которую Паганини страстно влюбился. Так как она постоянно посещала концерты Никколо при дворе, музыкант поспешил объявить, что сочинил в честь принцессы «Сцену любви».
Публика была заинтригована и с нетерпением ждала, когда же Паганини исполнит свое произведение. Наконец, день премьеры настал. Королевский дворец не мог вместить всех желающих. В ложе появилась принцесса, раздались аплодисменты.
Но когда Пaганини вышел на сцену, то сообщил зрителям, что оставил на своей скрипке всего две струны – «соль» и «ми». Идея заключалась в том, что одна из струн олицетворяет мужской голос, а вторая – женский. По мнению самого Паганини, в этой пьесе слышны крики гнева и радости, боли и счастья.
Исполнение пьесы превзошло самые смелые ожидания слушателей: великий Никколо произвел фурор. Не осталась равнодушной и Элиза: она была в полном восторге от своего обожателя, однако не обошлось без интриги. Принцесса заявила великому скрипачу: «Вы действительно сделали невозможное, играя на двух струнах, но разве для вашего таланта недостаточно и одной струны?» Паганини был поражен долгожданным комплиментом и с той поры стал трудиться над струной «соль», сделавшейся его любимой струной.