Наутилус-Помпилиус залег на дно
Легендарная группа “Наутилус-Помпилиус”, которая взорвала эстраду конца 80-х и заставила пересмотреть отношение обывателей к музыке, в эти дни отмечает свое 20-летие. Странно, что это никого не удивляет: группы нет уже пять лет, почти все ее участники так или иначе пристроились в жизни, взаимных претензий никаких. При этом музыка по-прежнему продается, а “Гуд бай, Америка” готовы слушать целые стадионы.
Если “попса” по определению ориентирована на моментальную продажу, то рок-н-ролл — явление культовое с собственной толпой слушателей, которые ходят на него из соображений полуидеологических, — не важно, что и как играется, главное — атмосфера. “Наутилус” как рок-группа в прежнем понимании, безусловно почил в бозе, потому что ни один из авторов песенного материала не заинтересован в дальнейшей работе в этом жанре. Поэт Илья Кормильцев, можно сказать, ушел в музыкальное подполье и занимается домашним электронным проектом, в котором есть он сам и его супруга. Недоброжелатели говорят, что как раз любовь Кормильцева к электронной музыке и погубила “Наутилус”.
Именно Илья нашел в Англии продюсера Била Нельсона, который и превратил последний альбом группы — “Яблокитай” — в сплошной драм-н-бейс.
Самый активный музпроизводитель из всех бывших “наутилусов” — Вячеслав Бутусов. Проектов у него пруд пруди. Последний под названием “Ю-Питер” пока в основном эксплуатирует старые хиты “Нау” в новых аранжировках, что доставляет всем немалое удовольствие. Можно смело предположить, что успех концертной программы, в которой прозвучат “Шар цвета хаки”, “Ален Делон” и “Я хочу быть с тобой”, обеспечен просто сногсшибательный, причем вне зависимости от того, что будет происходить на сцене.
Главное, чтобы был Слава, а кто с ним — рок-группа, толпа клоунов или просто гитара — абсолютно неважно. Хотя сам Бутусов на шумном двадцатилетии покойного коллектива сказал фразу, которая не добавит оптимизма фанатам: “Многие до сих пор видят большое значение и смысл в том, чем мы занимались, и хотели бы возвращения группы. Я этим людям по-человечески сочувствую, но помочь ничем не могу”.
“Преемников” в самом деле нет. Можно, конечно, сказать, что “Сплин” и “БИ-2” занимают эту же нишу, но лишь отчасти. После исчезновения любой мало-мальски интересной группы остается дыра, которую невозможно ничем заполнить. Илья Кормильцев в ситуации с развалом группы попытался “свалить вину” на период, когда “Наутилус” был на пике популярности и собирал стадионы.
По его мнению, в этот промежуток музыканты потеряли адекватную себе аудиторию. Потому что люди, которые ходили на стадионы, в большинстве своем ничего не понимали в этих песнях. Или понимали, может быть, десять процентов от того, что там было сказано.
Иначе как понять, к примеру, их радостное махание красным флагом под песню “Скованные одной цепью”? По большому счету в текстах “Наутилуса” нет скрытых тайн — для человека грамотного они не такие уж загадочные. Просто публика считывала не те эмоции, которые в них содержались…
Похоже, сегодня время духовного откровения закончилось.
Татьяна Беседина,
корр. "Новороссийского рабочего".