Непотопляемый гендиректор
На днях грянул как бы гром, только не с ясного неба, ибо таковым у нас является как известно знаменитое здание на Старой площади, а совсем из другого места.
Группа почти великих деятелей искусства, среди которых называются имена Табакова, Хазанова и Захарова обратилась с письмом к российскому президенту, в котором просит не продлевать контракта с нынешним гендиректором Анатолием Геннадьевичем (Тахиром Гадельзяновичем) Иксановым и назначить на эту высокую должность известного балетного премьера Николая Цискаридзе.
Письмо было направлено напрямую в то самое заветное здание в центре Москвы, опубликовано нигде не было, и общественность о нём узнала совершенно случайно: Михаил Швыдкой рассказал о нём в своём блоге.
Ответа на письмо мэтры пока не дождались, а видимо и не дождутся, поскольку по представлению министерства культуры на днях же контракт с Иксановым был продлён российским правительством до . «Нам указали наше место», — так откомментировал ситуацию Олег Табаков.
Вся эта история умиляет. Снова тайны мадридского двора:
судьба главного русского театра решается закулисно, на основании каких-то никому неведомых писем,
о которых случайно можно прочитать на свалке, каковой является интернет по мнению многих, да ещё и практически на заборе.
Прекрасны в своём прямодушии высказывания Михаила Швыдкого по поводу ситуации. Мэтры де обратились не туда — такие вопросы решаются не президентом. Видимо, г-н Швыдкой предпочёл бы, чтобы сначала обратились к нему.
Но, увы, президентом в нашей стране пока является не он, а такие вопросы как назначение гендиректора Большого театра, сколь бы мало не интересовались наши правители оперным и балетным искусством, решаются по-прежнему в Кремле. Надо быть очень наивным, чтобы поверить в то, что это не так, и что здесь слово действительно за министром культуры или даже за председателем правительства.
По закону оно может быть и так, но это если бы Россия была правовым государством. Да и то не факт: даже в самых демократических демократиях самые важные кадровые назначения производятся верховной властью, а никак не министерством десятистепенной важности.
Поэтому написали мэтры куда надо. Только зачем — непонятно. Неужели они действительно наивно полагали, что Иксанова можно свалить таким способом?
Директор-долгожитель (он возглавляет ГАБТ с ) пришёл в Большой не просто так: из Петербурга, по представлению г-на Швыдкого и в самом начале правления нынешнего российского президента.
Иксановым вполне довольны в Кремле все эти годы — это видно невооружённым глазом: его премируют, награждают, хвалят.
Ведь в суть культурной политики, проводимой в Большом, никто не всматривается по-настоящему, ибо просто некому это делать — в силу воспитания и собственных музыкальных интересов. Президенту и премьеру всегда показывают только проверенное — наиболее выигрышные отремонтированные помещения на исторической сцене театра, классические балеты, идущие на этой сцене с незапамятных времён.
Вряд ли правителям показывали пластиковые рейки золотистого цвета в ложах для обычных зрителей или вызвавшие возмущенные инвективы Цискаридзе балетные классы. И «порнографическую» постановку «Руслана и Людмилы» тоже почему-то забыли показать… А то, что там всякое пишут про Большой в газетах и интернете… так мало ли что на заборах пишут? К тому же у нас же свобода слова!
Господин Иксанов будет уволен из Большого ровно тогда, когда это понадобится верховной власти. Или когда власть поменяется — случись такое.
Никак не раньше. И на контракт никто и не посмотрит, и на его сроки — помяните моё слово.
Николай Цискаридзе, неудачливый протеже «мэтров», назван в объяснениях Швыдкого «выходящим в тираж танцовщиком»
— очень мягкое, уважительное, тактичное и культурное заявление бывшего министра культуры и нынешнего спецпредставителя по вопросам культуры. Сразу вспоминается классика: «Алё! Это прачечная?..»
Понятно, что после этого шага песенка Цискаридзе в Большом спета окончательно: дотанцует своё легенда русской сцены — и good bye, Bolshoi! Таких строптивых и неудобных нам тут не надо. Кстати выбор «мэтров», честно говоря, небезупречен, при всём глубочайшем уважении к Цискаридзе.
Великий танцовщик, безусловно, но директор, руководитель крупнейшего театра мира?
Обладает ли необходимыми качествами и умениями Цискаридзе для этого? При таких мыслях как-то сразу вспоминается очень противоречивое правление другого директора-балеруна — Владимира Васильева во второй половине 1990-х…