Неси свой гвоздь и веруй
Наталия КАМИНСКАЯ В заголовок вынесена цитата из только что отшумевшей церемонии вручения ежегодной московской театральной премии «Гвоздь сезона». Это всего лишь одна из множества злых, хлестких и веселых фраз, которыми постановщик церемонии Константин Богомолов насыщает процесс вручения хрустальных наград. Так происходит из года в год, «Гвоздь сезона» из обычной процедуры раздачи премиальных «слонов» давно уже превратился в спектакль-капустник, куда стремится вся Москва, чтобы услышать злую, остроумную и точную оценку современной театральной ситуации. Например, шутливая позапрошлогодняя аббревиатура «РПТ» (русский психологический театр) стала крылатой, вошла в обиход. Прошло всего лишь два театральных года с той церемонии, на которой острили по поводу крепнущей вражды между новаторами и консерваторами, но за это время ситуация обострилась до крайности.
Болезненный процесс ребрендинга московского сценического хозяйства, юбилей К.С. Станиславского, неисповедимые шаги Минкульта и Минобразования – все это будоражит общественность. Поэтому не удивительно, что нынешний «Гвоздь сезона» с новой порцией молодой злости обрушился и на заклинания в верности русскому психологическому театру, и на неуемный охранительный пафос целых государственных институций, а также отдельных представителей театрального цеха, и на общую неразбериху в критериях и оценках того, что хорошо, а что плохо.
Лауреатами нынешней премии «Гвоздь сезона» стали московские спектакли «Великая магия» в Театре имени Пушкина, «Таланты и поклонники» в Театре имени Маяковского, «Дороги, которые нас выбирают» в Театре сатиры и «Тартюф» в Театре на Малой Бронной. Главный же «Гвоздь», т.е. гран-при, и рангом повыше и размерами побольше (приз представляет себой довольно несуразный хрустальный шар, проткнутый хрустальным гвоздем), достался «Пристани» Театр имени Вахтангова.
На орехи досталось всем лауреатам. Постоянные ведущие церемонии режиссер Константин Богомолов и актер Сергей Епишев отдали должное «триумвирату» Театра Пушкина, где Евгений Писарев оказался и худруком, и режиссером спектакля «Великая магия» и исполнителем главной роли – так возникла уморительная сценка, где Писарев в исполнении Богомолова общался сам собой в трех ипостасях. Так, главным достоинством режиссера Павла Сафонова, поставившего «Тартюфа», было объявлено то обстоятельство, что он не занял в спектакле супругу главного режиссера Театра на Малой Бронной Сергея Голомазова. По случаю «Талантов и поклонников» Миндаугаса Карбаускиса вспомнили бессмертные строки Пушкина, прозвучавшие так: «И долго буду тем любезен я «народным»… О репертуарных предпочтениях Театра сатиры вообще был сыгран целый скетч.
Худрук Александр Ширвиндт в долгу не остался, вспомнил свою с Михаилом Державиным блистательную «капустную» биографию, и слово «задница» в его ответной речи было далеко не единственным и не самым соленым обозначением данной части тела. Дойдя до Театра имени Вахтангова, ведущие острили насчет богов, причем и оптом, и в розницу – в «Пристани», как известно, заняты вахтанговские корифеи, если не боги, то полубоги уж точно.
Впрочем, контекст церемонии простирался шире темы лауреатов. Вынырнув на сцену Театрального центра на Страстном из густой взаимной брани, которой полна наша нынешняя театральная жизнь, Богомолов и Епишев сами себя окрестили «суперхамами». Допрыгались и до термина «национал-психологический театр».
Заглянули в бездну всяческого мракобесия, овладевающего умами соотечественников, и возник сюжет о невинных на первый взгляд кабинках «М» и «Ж», за которыми кроется жидомасонский заговор.
В общем, публика не скучала. Хотя в меньшей степени, чем на прежних церемониях. Эта все же не была стройной, грешила повторами, периодически буксовала.
Скорее всего, Константин Богомолов, только что выпустивший премьеру в МХТ, писал нынешний сценарий без прежнего запаса сил. А все же «Гвоздь» у нас стал чем-то большим, чем очередным наградным мероприятием. Он на самом деле принял эстафету от многих старших театральных товарищей, с которыми нынче спорит жестко, порой за гранью фола. Игра интеллигентного ума, острота рефлексии нынче совсем не в тренде.
Но «Гвоздь сезона» сделал ее трендом и именно содержанием своих ежегодных церемоний претендует на бренд.