Нескучная классика в Филармонии

театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»

3 декабря, вторник, 19.00
Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

2-й концерт ДЕВЯТОГО абонемента «Нескучная классика»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ
ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер — Алексей НЬЯГА
Солист – Анна ЛАУХИНА

ПЬЯЦЦОЛЛА. «Времена года в Буэнос-Айресе»
(аранжировка Леонида Десятникова для скрипки и струнных)
БАРБЕР. Адажио для струнного оркестра
БИЗЕ. «Арлезианка», две сюиты из музыки к драме А.Доде

Концерт откроют легендарные «Времена года в Буэнос-Айресе» итальянца Астора Пьяццоллы — аргентинского аккордеониста и композитора, чьи танго, полные  желания и ностальгии, достигли пика популярности на закате ХХ века.

Пьяццолла, несмотря на амплуа композитора лёгкого жанра, никогда не писал музыки, лёгкой для исполнения. Это хорошо знают музыканты, сталкивающиеся с многочисленными ритмическими и инструментальными сложностями в его музыке.

В отличие от подобного цикла другого итальянца, Антонио Вивальди, жившего на 250 лет раньше,  цикл Пьяццолы начинается не с «Весны», а с «Осени», вероятно потому, что в южном полушарии, где расположена Аргентина, всё наоборот: когда в Италии весна, в Буэнос-Айресе стоит осень. Несмотря на характерный для пост-модерна микс академического письма с латиноамериканскими и джазовыми мотивами, периодически возникающая  тема знаменитой «Грозы» из цикла Вивальди говорит слушателям о идее преемственности традиции и перекличке барокко и модерна, владевшей Астором Пьяццоллой в момент написания этого сочинения.

Адажио для струнных американского композитора Самюэля Барбера, написанное в 1936 году, по словам современников «несущее катарсис» и «редко проходящее без слез слушателей», — один из самых ярких и значительных симфонических опусов  ХХ века. Переработанное из второй части струнного квартета, Адажио для струнного оркестра было впервые исполнено в 1938 Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Артуро Тосканини и записано на радио в присутствии приглашенных слушателей.

Этому предшествовало долгое молчание Артуро Тосканини,  отославшего без комментариев партитуру молодому автору. Барбер счел этот жест отказом Маэстро от исполнения, но затем последовало сообщение от Тосканини, переданное через друга Барбера и его соученика по Кертисовскому Институту музыки Джан Карло Менотти. Тосканини уведомлял, что выучил партитуру наизусть, поэтому отослал ноты за ненадобностью, и планирует исполнить и записать Адажио со своим оркестром в ближайшее время.

После этого Тосканини включал Адажио в программы своих концертных туров в Южной Америке и Европе, а в 1942 году сочинение впервые прозвучало в Карнеги Холл в исполнении Филадельфийского оркестра и Юджина Орманди.

Концерт завершится исполнением  оркестровых сюит Жоржа Бизе  к драме «Арлезианка»  — автора бессмертной оперы  «Кармен», новаторски окутавшей  изысканной музыкальной тканью  грубую площадную драму.

Академический симфонический оркестр филармонии, который будет на сцене в этот вечер, возглавит Алексей Ньяга, молодой петербургский дирижер, выпускник Хорового училища и Санкт-Петербургской Консерватории по классу Александра Титова. Петербургская скрипачка Анна Лаухина исполнит сольную партию во «Временах года в Буэнос- Айресе», которые прозвучат в обработке известного композитора Леонида Десятникова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *