Несостоявшийся первый состав Большого
Гулегина и Бурчуладзе подарили московским меломанам давно забытые ощущения
Большой театр России всеми силами стремится встроиться в общемировой оперный процесс — по сути, наверстать упущенное, когда в 1990-е годы некоторая замкнутость театра на проблемах внутренней жизни коллектива, частая смена руководства в целом и оперной труппы в частности способствовали тому, что пальма первенства перешла к петербургскому Мариинскому театру, чьи ресурсы, напротив, были максимально мобилизованы благодаря неуемной энергии и таланту маэстро Гергиева. Нынешнее руководство Большого в лице худрука Александра Ведерникова и оперной директрисы Маквалы Касрашвили сделало уже немало для того, чтобы украсить афишу первой московской оперы именами звездных гастролеров — за два прошедших сезона Сергей Ларин, Нелли Миричою, Массимилиано Гальярдо, Жозе ван Дам, Дэвид Кюблер, Владимир Федосеев, Юрий Александров, Франческа Замбело, Георгий Цыпин, Франческа Патане, Мелания Динер, Гленн Винлейд и многие другие сотрудничали с Большим. В феврале этого года в "Борисе Годунове" в исторической постановке 1948 года не без успеха дебютировал знаменитый грузинский бас Паата Бурчуладзе. И вот, спустя каких-то четыре месяца, Бурчуладзе отметил под аполлоновой квадригой 25-летие своей творческой деятельности.
Отраден тот факт, что празднование юбилея не превратилось в протокольное мероприятие с трескучими речами, лобызаниями напоказ и фальшивыми улыбками. Напротив, и Бурчуладзе, и Большой театр сделали все, чтобы памятный вечер стал настоящим праздником музыки. Программу концерта составили отрывки из произведений оперного композитора "номер один" всех времен и народов — сцены из вердиевских "Силы судьбы", "Аттилы" и "Набукко".
И сделано это было неслучайно, поскольку и сам юбиляр, и его именитые гости — прежде всего, великолепные вердиевские исполнители.
Виновник торжества предстал в лучшей вокальной форме, чем в февральских спектаклях, и в целом его исполнение можно расценивать как удачное и, безусловно, высоко профессиональное. Хотя в его пении и присутствует некоторая вокальная усталость, верх звучит несколько напряженно, интонация небезупречна, а дикция оставляет желать лучшего, в целом Бурчуладзе остается выдающимся басом современности, настоящей мега-звездой мировой оперы. Его голос — крупный и красивый, глубокий низкий бас, прекрасно сфокусированный и полетный, свободно заполнял весь немалый объем Московской оперы.
Очевидно, что певец прекрасно владеет искусством проекции звука на зал, точно зная, как и куда его направить, чтобы без всякого форсажа быть услышанным в любой точке и на любом нюансе. Образы, создаваемые артистом, значительны, и что особенно примечательно прорисованы главным образом вокальными средствами. Безусловно, наиболее захватывающимся оказался его коронный Захария из "Набукко" — партия, которую певец с постоянным успехом исполняет уже почти двадцать лет на крупнейших мировых сценах.
Но самый большой подарок в этот юбилейный вечер Бурчуладзе преподнес московским меломанам даже не своим достойным выступлением, а тем, что сделал практически невозможное, в реальность чего никто не верил до самого последнего момента: благодаря его приглашению в Большом театре наконец-то пела на сегодняшний день самая успешная и знаменитая представительница советской вокальной школы, примадонна ассолюта в зените славы и творческой формы, выдающееся вердиевское сопрано Мария Гулегина.
Отношения сопрано "номер один" современной оперы с ее исторической родиной складывались не самым лучшим образом.
Выпускница Одесской консерватории и солистка Большого театра Белоруссии, лауреат главных отечественных вокальных конкурсов — имени Глинки и Чайковского — заслуженная артистка БССР (это звание она успела получить от советской власти, несмотря на свой строптивый характер и сложные отношения с коллективом Минской оперы) после своего отъезда за рубеж в 1990 году лишь однажды, десять лет назад посетила Москву и Петербург и с тех пор, мягко выражаясь, на постсоветское пространство не стремилась, несмотря на многочисленные приглашения и уговоры. Даже знаменитому и всесильному Владимиру Спивакову не удалось заполучить Гулегину на анонсированный пару лет назад концерт РНО в Московской консерватории. Но то, что не удалось Спивакову, удалось Бурчуладзе — ему, видимо, певица отказать не могла, что и неудивительно, поскольку обязана грузинскому басу блестящим стартом своей международной карьеры в середине 1980-х.
Своим московским выступлением Мария Гулегина доказала, что ее мировая слава не случайна: более совершенного сопрано мы не слыхали в Большом, пожалуй, со времен Тамары Милашкиной. Мощный, исполинский голос роскошного, красивого до умопомрачения тембра, идеальная выровненность регистров, свободный, экстатически ликующий верх, инструментальная интонация (что в сочетании с объемом голоса кажется просто невероятным), совершенная, подлинно вердиевская кантилена, легкость в колоратурах, необыкновенно наполненные, осмысленные и проникновенные пиано — вот что такое пение Гулегиной сегодня.
Прибавьте к этому продуманную, оригинальную трактовку ролей (особенно тонкое психологическое решение образа Абигайли, трансформация которого блестяще воплощена всего лишь в не столь уж продолжительной сцене с плененным царем вавилонян), сценическую свободу, шикарный концертный наряд цвета кобальта, яркую южную внешность — и перед вами знаменитая дива! Воистину не хватает превосходных степеней, чтобы воздать должное выступлению замечательной певицы. Скептик всегда найдет к чему придраться (Вспоминается в этой связи прошлогодний концерт Ольги Бородиной в БЗК, проведенный певицей идеально, на что записные критики, не найдя реальных изъянов выступления, отреагировали мелко, но все же в негативном ключе: "слишком малоэмоциоанльно!" — заявили они.
И невдомек то им, что не внешняя театральность, эффектно деланная "экзальтация", а именно по-русски сдержанная, но глубоко выстраданная эмоция — дорогого стоит!), и действительно, небольшие помарки можно выискать и в этом в целом великолепном пении. Но, право же, делать этого просто не хочется, поскольку, к чему этот априори негативно ориентированный анализ, если состояние публики, да и Вашего покорного слуги после выступления Гулегиной иначе как эйфорией не назовешь?
Третья мировая оперная звезда, заявленная в памятный вечер, — легендарный итальянский баритон Ренато Брузон по состоянию здоровья на сцену не вышел, и его заменил ведущий баритон Большого Владимир Редькин, более чем достойно представивший марку родного театра. Его герой (Набукко) предстал практически равновеликим по вокальному благородству и эмоциональной наполненности своей знаменитой партнерше, и дуэт царя с его честолюбивой дочерью стал, пожалуй, лучшим номером концертной программы. Вообще следует отметить, что Большой театр в этот вечер не ударил в грязь лицом: оркестр, ведомый Александром Ведерниковым, был более, чем просто корректным аккомпаниатором, хор снискал заслуженные овации не только после знаменитого Va pensiero, а среди исполнителей небольших партий в выбранных вердиевских фрагментах следует отметить Лолитту Семенину, Сергея Мурзаева, Маргариту Мамсирову, Андрея Дунаева.
Учитывая, что ближайшие две недели на сцене театра будет царить Королевский балет Великобритании, юбилейный вечер Пааты Бурчуладзе явился как бы завершением оперного сезона в Большом — завершением, более, чем достойным. Остается только пожалеть о том, что такие вот настоящие музыкальные праздники бывают не так уж часто. А еще о том, что в свое время и из-за собственной недальновидности, и по причине новых геополитических и экономических реалий (падение железного занавеса, финансовые проблемы) Большой упустил столь замечательных вокалистов: по сути, в этот вечер на его сцене пел авангард русской вокальной школы, те певцы, которые по праву и по справедливости должны были бы быть его украшением…
А, может быть, еще будут?