«Невский проспект» как вечное и новое

Молодежная премьера Александринского театра Евгения Тропп   Открытию Новой сцены Александринского театра была посвящена премьера старой сцены. Если в новом пространстве художественные, технические и прочие поиски развивались в сторону Достоевского, то главная сцена Александринки решила окликнуть другого классика, Гоголя. Нет нужды подробно рассказывать, что эти петербургские писатели – главные авторы для Валерия Фокина, и его спектакли «Женитьба», «Ревизор», «Ваш Гоголь», «Двойник» и «Литургия Zero» (по «Игроку») составляют основу сегодняшнего репертуара бывшей императорской сцены. Но «Невский проспект» – отнюдь не инсценировка гоголевской повести. Это вольное сочинение на тему, заданную Гоголем.

Жанр зрелища – «городские этюды», и создано оно из множества разнородных зарисовок молодыми драматургами и режиссерами под руководством Фокина. Именно такой принцип работы над спектаклем, когда замысел осуществляет творческая команда, – роднит «Невский проспект» с начинающей жизнь Новой сценой.

Итак, режиссеры и драматурги Валерий Фокин, Дмитрий Егоров, Алексей Забегин, Владимир Антипов, Александр Артемов, Дмитрий Юшков, композитор Настасья Хрущева, художник Семен Пастух, художник по свету Дамир Исмагилов, хореограф Игорь Качаев и музыкальный руководитель Иван Благодер (а также еще 11 креативных помощников, 48 артистов, студия «ШОУ КОНСАЛТИНГ», создавшая видеоконтент) сочинили композицию о Невском проспекте, его прошлом и настоящем, его мифах и анекдотах, жителях и их проблемах. Никакого сюжета, если не считать таковым воздух, которым дышит город, и время, в которое мы все живем.

Зрители сидят на сцене, а также в глубине партера – на местах за креслами, а действие разворачивается в центре зала, на широком квадратном помосте, и далее везде – на ярусах, в царской ложе. Белые длинные полотнища, свисающие с верхних ярусов, периодически становятся экранами для видеопроекций. Композитор Хрущева лично сопровождает весь спектакль игрой на рояле (ее темпераментное экспрессивное исполнение очень театрально и выразительно). Артисты появляются в образах современных горожан и «гостей нашего города», проституток, карманников, полицейских, гопников, гастарбайтеров, пенсионеров…

Привлекает внимание разнообразие городских сумасшедших. Самодеятельные поэты и поэтессы читают свои стихи (милый старичок родом из 60-х годов в красном свитере и «романтическом» шарфике – Владислав Рындин и уморительно смешная дамочка в пародийном и при этом объемном изображении Янины Лакобы), странные старушки-чудачки из подземного перехода поют песни, элегантный фрик тонким комариным голоском без конца вопрошает нас всех: «Вы слышите?.. Слышите?..» (в исполнении Дмитриия Лысенкова угадывается наблюдение за легендарным петербургским композитором Олегом Каравайчуком).

Николай Мартон играет типичного петербургского пенсионера в берете, с авоськой. Он из тех, что любят (любили?) сидеть на складном стульчике и удить рыбу на набережной, играть в шахматы в Катькином саду… Ему легко протянуть руку и обняться с автором «Невского проспекта» и даже угостить его джин-тоником!

Да, ведь наряду с реальными людьми, которых можно встретить на Невском, в спектакле присутствуют и персонажи художественные, например, сразу два задумчивых, печальных Гоголя (Игорь Волков и Александр Поламишев). Они явились сюда из спектакля «Ваш Гоголь», а героиня одного из этюдов Я. Лакобы – вариация на тему ее же Ксении Блаженной из спектакля «Ксения. История любви».

Рядом с Гоголями оказывается и солнце русской поэзии, но в какой-то момент Пушкин оборачивается вором, работающим на Невском, – он же один из тех ряженых, что бродят по центру Питера и фотографируются с приезжими. Турист – славный, светлый и грустный персонаж Виталия Коваленко, приехавший в город своей мечты издалека. Человек в характерном джинсовом костюме, в клетчатой рубашке, с чемоданом появляется на главной улице Петербурга, его подхватывает и увлекает за собой мутный людской поток, и, конечно, Пушкин вытаскивает у него бумажник.

Сквернословие звучит на Невском порой громче, чем стихи, спешащие деловые люди толкают туристов, разглядывающих памятники и особняки, а гастарбайтеры неожиданно оказываются главными на этой улице. Весь спектакль в центре помоста, в вырытой земляной яме сидит рабочий – мигрант по имени Нурик, то перепуганный, то сердитый, то довольный тем, что увидел очередные стройные девичьи ножки. Очень долго кажется, что Валентин Захаров ограничился «капустным» этюдом, в котором использовал все штампы сериала про Равшана и Джамшута. Но одним из самых сильных эпизодов спектакля стала сцена, в которой его Нурик, вылезая из ямы и кружа по площадке, в фантастическом свете под инфернальную музыку яростно выкрикивает речь, внезапно переходящую в чуть измененный монолог Хлестакова.

В человечке, только что представлявшемся «фитюлькой», вдруг просыпается довольно-таки страшное существо. «Это мой Невский!» – заявляет Нурик, и если бы это не было фантасмагорическим видением, то показалось бы странной правдой сегодняшнего дня.

Некоторые сцены напоминают репортажные зарисовки, другие сознательно фантастичны. Одни эпизоды кажутся слишком публицистично-пафосными, другие – чересчур эстрадно-пародийными. Зеленая вода, в которой плавают пластиковые бутылки и прочий мусор,  бликует в свете софитов (маленький резервуар играет роль всех рек и каналов, пересекающих Невский проспект), из глубины вытаскивают водолаза в скафандре (в это время на экране появляется огромное лицо артиста Сергея Паршина, прижимающееся к шлему изнутри). «Настоящие» Гоголи сталкиваются с Гоголями в поролоновых костюмах (вроде тех, что надевают люди, рекламирующие гамбургеры и сосиски в тесте).

Все вместе рождает ощущение зыбкости и миражности города-морока, где нормальные люди не живут. Столкновение пошлости с исчезающей интеллигентностью, агрессивной тупости с тонким вкусом, тухлой прозы жизни и из последних сил сопротивляющейся поэзии – вот конфликт, пунктирно собирающий всё путаное и мозаичное действие «Невского проспекта».

Два события – премьера коллективного творения о современном Петербурге и открытие нового театрально-образовательного центра – демонстрируют смену курса Александринского театра. Работа с молодежью и исследование  сегодняшней социальной действительности – вот направления пути, в которые отправляется обновленная Александринка.   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *