Никак об Гоголя

После косметической реконструкции в Москве заработал «Гоголь-центр», радикально изменивший не только интерьеры, но и репертуар. Теперь это театрально-развлекательный сегмент, функционирующий под эгидой Департамента культуры и при личном участии нового художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова.

Никак об Гоголя В «Гоголь-центре» обещают не только спектакли, но и лекции, кинопоказы, концерты, дискуссионный клуб и хорошие книги в магазине «Фаланстер».

Контекст

  • Театр Серебренникова исследует «антитеатральность»
  • Визуализировать поэзию
  • «Мы пожизненно находимся в состоянии кастинга»

Жил-был Николай Васильевич. Писал свои «Мертвые души». А потом пришел Кирилл Серебренников и сделал «Гоголь-центр». И пошли к нему люди, большие и малые, и стала там и песня, и танец, и слово, и по выходным в фойе концерты с дискотекой.

И указатели в метро скоро сменились на непривычные глазу «Выход к Гоголь-центру».

Так можно было бы начать новую летопись театра имени Н.В. Гоголя, в котором усилиями режиссера Кирилла Серебренникова произошли революционные преобразования. Революционные, потому что реорганизация далась театру нелегко, актеры бунтовали против появления нового худрука, гремели скандалы, но все пошло на пользу — театр, имя которого почти позабыли, загудел вдруг как улей и стал темой бурных обсуждений. К тому же приставка «драматический» сразу обрела новое семантическое наполнение. Тех, кто был не согласен с переменами, в стенах театра не осталось, а часть старожилов перешла в новую труппу.

Так началась перестройка, в которой Серебренников принимал самое непосредственное участие и как завхоз и как идеолог, признаваясь, что замена проводки отнимает порой больше душевных сил, нежели постановка шоу «00:00».

00:00

Постановка, специально подготовленная для дня открытия, никогда больше не повторится. Так решил режиссер Кирилл Серебренников. Но для того, чтобы шоу запомнилось и гостям и участникам, его сделали максимально символичным и задействовали все нынешние силы «Гоголь-центра» — первую, ностальгическую часть про любовь, молодость, сны и больше надежды, исполнила «старая» гвардия театра во главе с Майей Сергеевной Ивашкевич. Вторую часть посвятили жанру contemporary dance и замысловатой хореографии, сложившейся вокруг эмалированной ванны, которую танцоры передвигали по рельсам вместе с водой и артистом Евгением Сагаджиевым.

Третья часть постановки принадлежала «Седьмой студии» — похожая на скомороший перформанс, показ Гоши Рубчинского и капустник по мотивам Георга Фридриха Генделя одновременно, она оглушала и справедливо заполняла все возможные рецепторы восприятия. Финал стал своеобразной трансформацией Свиридова, только это «Время, вперед!» было придумало студией SounDrama и звучало захватывающей молоточной вакханалией с рифами из Deep Purple. Ограничитель дрезины, которая во всех четырех случаях двигалась вдоль зала по рельсам, был недвусмысленно повержен крепким актером, одетым в костюм путевого обходчика — впереди у театра, надо думать, зеленый свет по всем направлениям.

Премьерный показ в «Гоголь-центре»

© РИА Новости. Александр Уткин$j(function(){ $j(‘a.lightbox[href]’).lightBox({ overlayBgColor: ‘#333’, overlayOpacity: 0.8, fixedNavigation: true, imageLoading: ‘/i/loader.gif’, imageBtnPrev: ‘/i/lightbox-btn-left.png’, imageBtnNext: ‘/i/lightbox-btn-right.png’, imageBtnClose: ‘/i/lightbox-btn-close.png’, keyToPrev: ’37’, keyToNext: ’39’, containerResizeSpeed: 350, listStart: 0, alwaysOnTopOfPage: false, bottomLightbox: true, bottomLightboxShowIfSingle: false }); });

Театр железнодорожников

В 1925 году комитет железнодорожников организовал «Передвижной театр драмы и комедии», а позже назвал свое детище «Московским театром транспорта». Главный зал был переоборудован из здания депо, а жизненная правда в этом театре шла в ногу с агитационно-публицистической тематикой. Шефство, взятое над труппой актерами театра МХАТ, к 1959-му году вывело организацию к названию  «Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя».

Опираясь на исторические предпосылки здания, главный зал «Гоголь-центра», зал-трансформер, вмещающий 600 человек, с необычным оркестровым возвышением вместо ямы, приобрел еще и интерьерную находку — почти настоящие рельсы со шпалами, живой травой между ними и землей, уходящие со сцены прямо через весь зал. А самым необычным реквизитом «Гоголь-центра», пожалуй, является дрезина.

Резиденты

«Гоголь-центр» будет регулярно представлять спектакли основного состава — труппы театра Гоголя, а также трех своих постоянных резидентов, которые займут несколько площадок центра и в течение февраля подготовят спектакли, намеченные на весну. Пока же основная работа идет вокруг «Русской красавицы»  Виктора Ерофеева и «Идиотов» Ларса Фон Триера.

Резидентами «Гоголь-центра» стали:

• «Седьмая студия» — молодые подопечные Кирилла Серебренникова из школы-студии МХАТ, которые навечно связаны со своим поколением и проецированием его ценностей, чаяний и дум в своих нескучных спектаклях. Наиболее удачной работой студии стал спектакль «Отморозки», получивший за особую злободневность  премию «Золотая маска»;

• «Диалог Данс» — танцевальный коллектив из Костромы, созданный Евгением Кулагиным и Иваном Естигнеевым, частый гость проекта «Платформа» и дважды обладатель «Золотой маски»;

• Студия SounDrama — содружество актеров, открытое любым экспериментам в области искусства и соединяющее в себе балет, перформанс, драматический театр и медиа-ресурсы. Руководит студией Владимир Панков.

Премьерный показ в «Гоголь-центре»

© РИА Новости. Александр Уткин$j(function(){ $j(‘a.lightbox[href]’).lightBox({ overlayBgColor: ‘#333’, overlayOpacity: 0.8, fixedNavigation: true, imageLoading: ‘/i/loader.gif’, imageBtnPrev: ‘/i/lightbox-btn-left.png’, imageBtnNext: ‘/i/lightbox-btn-right.png’, imageBtnClose: ‘/i/lightbox-btn-close.png’, keyToPrev: ’37’, keyToNext: ’39’, containerResizeSpeed: 350, listStart: 0, alwaysOnTopOfPage: false, bottomLightbox: true, bottomLightboxShowIfSingle: false }); });

Репертуар

В течение февраля в «Гоголь-центре» можно будет увидеть любимых «Отморозков» Серебренникова, совсем свежую постановку Владислава Насвташева «Митина любовь» и фантазии на тему гоголевских «вечеров» —  «Гоголь. Вечера. Лето. Гоголь.

Вечера. Весна» студии SounDrama. Из концертов обещают программу «Лав из…» на день всех влюбленных и Васю Обломова при поддержке «Отморозков», точнее — артистов «Седьмой студии», которые будут читать стихи поэтов ХХ-ХХI века. Классику на сцене центра представит актриса Алла Демидова со своим моноспектаклем по Ивану Бунину «Темные аллеи», билеты на который уже распроданы.

Также будут лекции, круглые столы и чтения в рамках спецпрограммы дискуссионного клуба «Гоголь+», для жителей Басманного района предусмотрены абонементы.

Концепция

«Гоголь-центр»  по словам худрука — театр для города, для людей, место коммуникаций для людей разных возрастных категорий. Новый «хозяин» постарался максимально выразить идею преобразования уже в интерьерах фойе: это открытое пространство с баром, сценой, кафе «Гоголь М» и магазином «Фаланстер». Даже гардероб здесь не похож на привычный — а уж коли театр начинается с дизайнерской вешалки, то пути его далее неисповедимы.

Донатас Грудович, актер, режиссер

— Знаете, в Гугле запрос «ГЦ вакансии» – один самых популярных. У молодых людей на самом деле такое большое желание работать здесь? Вы вот как сюда попали?

— Меня пригласил Кирилл Серебренников постажироваться у него в магистратуре в течение двух лет, там было два тура «собеседования». Здесь у меня появилась возможность реализовать проекты, которые я давно вынашиваю. Понятно, что сейчас в «Гоголь-центре» большой беспорядок с организационными моментами и пока все не улеглось до той степени, когда все обязанности распределены.

Это ведь только что родившийся организм. Наверное, всем, кто здесь оказался, хочется приобщиться к «ГЦ», потому что есть некая уверенность — здесь будет как-то иначе, чем на других площадках. Все возлагают надежды на Серебренникова, на его идеи, влияние что-ли.

Будь на его месте кто-то другой, думаю, мы тоже шли бы за ним, если бы этот человек был в новой струе. Это как свежий глоток воздуха, надежды. Просто, возможно, было бы чуть меньше шума, в отличие от случая с Серебренниковым.

Конечно, экспериментальных площадок не хватает, и хорошо, что здесь появилась такая площадка. Логично, что вокруг нее образовался какой-то скандал, но если обходиться со всеми по-человечески, то будет все ок. Главное — не нервничать.

С подготовкой открытия и «00:00» все немного устали и наэлектризованы, не обращайте внимания.

— Кто вы по профессии?

— Я — актер, который в какой-то момент увлекся современным искусством — меня интересуют такие жанры как трип, хэппенинг, перформанс, и не совсем театральный жанр инсталляции.

Премьерный показ в «Гоголь-центре»

© РИА Новости. Александр Уткин$j(function(){ $j(‘a.lightbox[href]’).lightBox({ overlayBgColor: ‘#333’, overlayOpacity: 0.8, fixedNavigation: true, imageLoading: ‘/i/loader.gif’, imageBtnPrev: ‘/i/lightbox-btn-left.png’, imageBtnNext: ‘/i/lightbox-btn-right.png’, imageBtnClose: ‘/i/lightbox-btn-close.png’, keyToPrev: ’37’, keyToNext: ’39’, containerResizeSpeed: 350, listStart: 0, alwaysOnTopOfPage: false, bottomLightbox: true, bottomLightboxShowIfSingle: false }); });

— Вы делаете все с благословления Серебренникова?

— Кирилл дал мне добро на реализацию каких-то проектов, но ресурсы я использую свои — организовываю все сам. Есть площадка, на которой можно экспериментировать, и это главное.

В постановке спектакля «00:00» на открытии должна была быть задействована часть моего проекта, набросок одного хэппенинга, который называется «Мертвый клуб». Это часть моей большой работы «Ночь шепота». Но Кирилл решил дать мне возможность сделать из этого полноценный спектакль, который войдет в репертуар «ГЦ». Люди приходят в полную темноту, их ведет проводник, они идут на ощупь — остается только слух, запах, тактильные ощущения, которые начинают работать в другом режиме.

Постепенно на их пути появляются разные персонажи, препятствия, иногда они неожиданно «прозревают». Хочется, чтобы у людей включилась фантазия, мы оставляем их наедине с собой — если создать верную атмосферу, то встреча с самим собой может стать самым важным из того, что с человеком может произойти.

— С какими проектами вы работали до этого?

— С Театром.doc, Практикой, с центром Казанцева (Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина — прим. «МН»), в Актовом зале, я побывал на всех площадках Москвы, которые занимаются современной драматургией.

Олег Донец, актер-стажер

— Вы видели «Отморозков»?

— Нет, но теперь я здесь, и все впереди.

— Мне известно, что «ГЦ» набирал большое количество волонтеров, ты не из них?

— Не совсем, я участвую в одной из постановок Донатаса Грудовича — я его знаю давно и знаком с тем, что он делает. Донатас здесь стажер — то есть взятый «на поруки» к Серебренникову, как и многие другие. Серебренников набрал к себе активных молодых театральных деятелей и предложил им у себя некую практику — они со своими друзьями-единомышленниками и актерами из театра Гоголя, которые шлейфом тянутся из прошлой жизни, поделят театральные подмостки и будут делать разные проекты.

Старожилы театра, кстати, сейчас работают и играют у многих стажеров. Как Серебренников набирал этих самых стажеров — точно не скажу, но знаю, что были стандартные прослушивания, на которые приходили люди, желающие работать под его началом. Вот одни из первых таких работ стажеров — «экскурсии» во время открытия «Гоголь-центра», которые проходили параллельно основной программе.

А в большом зале показали шоу под названием «00:00», в котором приняли участие основные резиденты театра.

«Гоголь центр»

© РИА Новости. Александр Уткин$j(function(){ $j(‘a.lightbox[href]’).lightBox({ overlayBgColor: ‘#333’, overlayOpacity: 0.8, fixedNavigation: true, imageLoading: ‘/i/loader.gif’, imageBtnPrev: ‘/i/lightbox-btn-left.png’, imageBtnNext: ‘/i/lightbox-btn-right.png’, imageBtnClose: ‘/i/lightbox-btn-close.png’, keyToPrev: ’37’, keyToNext: ’39’, containerResizeSpeed: 350, listStart: 0, alwaysOnTopOfPage: false, bottomLightbox: true, bottomLightboxShowIfSingle: false }); }); 

— Стажеров не смущает, что последнее слово в постановке всегда за Кириллом?

— Для стажеров Серебренников выделил несколько площадок «ГЦ», он предложил несколько условий, дал рекомендации и дальше — пусть каждый работает и набирает опыт. И это — одна из возможностей стажеров делать свое представление. Кто-то приглашает своих актеров на постановку, кто-то — дает роли штатникам, как здесь говорят —  «господам артистам».

Я — один из тех, кто пришел сюда на время и со стороны. По еще более смешному стечению обстоятельств — я бывший актер театра Гоголя.

— Тебя попросили об уходе в связи с новым худруком?

— Нет, я уволился за полгода до того, как все поменялось. Ушел из театра — а вернулся в «Гоголь-центр».

— Планируешь попасть в постоянную труппу?

— Я никогда ничего не планирую. Меня устраивает то, что происходит здесь и сейчас. Может, я вдруг эмигрирую в США, какой тогда «Гоголь-центр»?

— А какова тут твоя роль на данный момент?

— Я соучастник. Работаю над реализаций задумок Донатаса вместе с ним и одновременно играю возникающих во время экскурсии персонажей. У нас сейчас разные задачи, мы и над ролями работаем, и помещение готовим под наш перформанс или хэппенинг, хотя мне больше нравится слово «действо».

Наше «действо» будет проходить в бывшем клубе «Икра», который всегда был помещением театра Гоголя, но сдавался в аренду. Кому-то отдали помещение под сценой, кому-то малый зал, кому-то белый —  частично это бывшие «икорные» помещения, но основная часть представлений будет проходить в большом зале, у которого более интересная история — это бывшее привокзальное депо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *