Нижний Новгород театральный
Алина ЛИРИНА, Елена ШМЕЛЕВА, Нижний Новгород, специально для «Театрала» Город – Нижний Новгород (бывший Горький)
Население – 1 миллион 297,6 тысячи человек.
Театры – 7
Учебное заведение – Нижегородское театральное училище Пару лет назад одна из известных театральных критикесс объявила, что «Нижнего Новгорода не существует на театральной карте России».
Классическое
Нижегородский академический театр драмы им. А.М. Горького. Этот театр можно смело отнести к числу старейших русских театров. Еще в конце XIX века помещик Нижегородской губернии князь Н.Г.
Шаховской сформировал труппу более ста человек из крепостных, игравшую в его домовом театре, и открыл первый в городе публичный театр, где 7 февраля 1798 года состоялся первый спектакль по комедии Д.И. Фонвизина «Выбор гувернера».
В нижегородском «драматическом направлении» этот театр задает тон. Здесь – самая серьезная, сильная и сбалансированная труппа, сохранившая на очень высоком уровне театрально-постановочную и актерскую культуру.
«Эмигранты» С. Мрожека в постановке актера и режиссера Александра Сучкова – самая необычная работа театра за последние годы: на большой сцене находятся не только актеры (их всего два), но и зрители. Такой близости и практически отсутствия границ не было еще ни в одном нижегородском театре.
В целом: нынешний театр драмы все-таки боится рисковать, предпочитая «гоняться за всеми зайцами», поэтому рядом сосуществуют «Игрок» Достоевского и «Бестолочь» Камолетти, те же «Эмигранты» – и «№13» Куни.
Комическое
Нижегородский театр «Комедiя» родился 16 февраля 1947 года. «Родители» его – театральная семья с глубокими культурными корнями и традициями: актер Анатолий Любанский и его жена актриса Юлия Даминская. Театр создавался на основе театра миниатюр и эстрады «Снайпер», организованного в годы войны и Нижегородского мюзик-холла 30-х годов. 26 января состоялось открытие нового здания театра, коллектив которого именно тогда решил, что если уж менять – то менять все.
Включение в слово «Комедiя» украинской «i» стало якорем-приманкой, необычной деталью, вызывающей интерес и привлекающей внимание. Главной фигурой театра стала приветствующая зрителя на входе скульптура легкой и грациозной музы, танцующая на гранитной колонне, – образ богини комедии Талии.
Изменилась и концепция: театр стал настоящим культурным центром и безусловным лидером нижегородского театрального пространства.
Авангардное
Театр «Zоопарк». Два молодых актера – Олег Шапков и Лев Харламов – в обучения к нам в училище приехал Аркадий Фридрихович Кац, главный режиссер Рижского Русского драматического театра, на тот момент одного из лучших театров страны. Прошел слух, что он в этом сезоне набирает в театр только девочек, и все мальчишки повесили носы. Я подыгрывал нашим девочкам в отрывках, будучи уверенным, что мне ничего не светит. Однако мне и двум моим товарищам предложили приехать в Ригу показаться худсовету. А девочек как раз и не взяли.
Я поступил в Рижский театр драмы, откуда впоследствии уехал в Москву, в театр им. Моссовета. Но это уже совсем другая история.
Анатолий Смелянский, театровед, ректор Школы-студии МХАТ: «Всем, что знаю, я обязан Нижнему Новгороду»
Я мечтал быть актером. Занимался в студии горьковского ТЮЗа. Поступал в Школу-студию МХАТ, не поступил. Пошел в горьковский педвуз на филологический факультет, потому что мне казалось, что там я буду рядом с театром. Ну, как у Гоголя: чувство, что в Риме он «несколькими верстами ближе к Богу».
В институте ставил какие-то пьесы, играл. После окончания института почти год проработал в школе и возненавидел это дело. Не потому, что не любил учительствовать (я делаю это всю жизнь), но вставать в семь утра и идти преподавать русский язык в пятый класс – ничего более страшного не испытывал.
Находясь в отчаянии, получил предложение от директрисы горьковского ТЮЗа Антонины Соколовой стать завлитом театра. Я тогда даже не знал, что есть такая должность. Театр для меня тогдашнего – это актеры и режиссеры. Первые пару лет работал с главным режиссером, который был воплощенным советским благоразумием.
Когда его послали с какой-то делегацией в Париж, он вернулся, собрал труппу и произнес сакраментальную торжественную фразу: «Париж – это город контрастов». Следующим главрежем стал Борис Наравцевич – мы нашли его в Рязани. Это был настоящий театральный человек.
Вот с ним прошли лучшие мои театральные годы. Он поставил «Трех мушкетеров», получилась веселая «с подтекстом» история про людей, которые проливают кровь ради каких-то подвесок королевы. Короче говоря, незабвенный советский эзопов язык – публика города Горького была счастлива. Потом была «Двенадцатая ночь», художником пригласили Сережу Бархина – с тех пор так и дружим. Днем я работал в театре, а вечером приходил в театральное общежитие.
Не было разделения на частную и театральную жизнь. Театр забирал всю жизнь целиком. В ТЮЗе была команда друзей, тогда любили говорить – единомышленников.
Этого не было ни в театре Советской армии, ни во МХАТе, в котором прошла жизнь. Олег Ефремов не раз подшучивал: «Ну, ты же из Горьковского ТЮЗа, ничего лучше у тебя ж в жизни не было». Может быть, и не было.
В ТЮЗ заглядывали знаменитые земляки, к примеру, Женя Евстигнеев. В Горьком бывали и Ростропович, и Рихтер. Иногда сутками просиживал в центральной горьковской библиотеке, конечно же, имени Ленина. Там проходило самообразование. Всем, что знаю, обязан Нижнему Новгороду и этой самой «ленинке».
Покинул я город на Волге в возрасте 33 лет – ответственном для мужчины. К тому времени стал печататься в Москве, почувствовал силу и мощь великого города, его возможности. В условиях провинциальной тесноты – полторы газеты под оком обкома партии – литературным или критическим трудом заниматься было немыслимо. В Москве все было совершенно в других масштабах: церберов достаточно, но и прекрасных людей, живых театров, журналов, газет тоже было много. Тут были сосредоточены живые силы русской культуры.
До сих пор пытаюсь на этом пятачке земли жить и работать. Нижний остался в снах. Там могилы родителей, там – начало начал.