Нижний Новгород театральный

Алина ЛИРИНА, Елена ШМЕЛЕВА, Нижний Новгород, специально для «Театрала»   Город – Нижний Новгород (бывший Горький)
Население – 1 миллион 297,6 тысячи человек.
Театры – 7
Учебное заведение – Нижегородское театральное училище Пару лет назад одна из известных театральных критикесс объявила, что «Нижнего Новгорода не существует на театральной карте России».

Нижний Новгород театральный Приговор был жесток, и невольно хочется возразить: «Ну как же! Вот ведь они – театры!» Причем абсолютно всех направлений.

Классическое

Нижегородский академический театр драмы им. А.М. Горького. Этот театр можно смело отнести к числу старейших русских театров. Еще в конце XIX века помещик Нижегородской губернии князь Н.Г.

Шаховской сформировал труппу более ста человек из крепостных, игравшую в его домовом театре, и открыл первый в городе публичный театр, где 7 февраля 1798 года состоялся первый спектакль по комедии Д.И. Фонвизина «Выбор гувернера».

В нижегородском «драматическом направлении» этот театр задает тон. Здесь – самая серьезная, сильная и сбалансированная труппа, сохранившая на очень высоком уровне театрально-постановочную и актерскую культуру.

«Эмигранты» С. Мрожека в постановке актера и режиссера Александра Сучкова – самая необычная работа театра за последние годы: на большой сцене находятся не только актеры (их всего два), но и зрители. Такой близости и практически отсутствия границ не было еще ни в одном нижегородском театре.

В целом: нынешний театр драмы все-таки боится рисковать, предпочитая «гоняться за всеми зайцами», поэтому рядом сосуществуют «Игрок» Достоевского и «Бестолочь» Камолетти, те же «Эмигранты» – и «№13» Куни.

Комическое

Нижегородский театр «Комедiя» родился 16 февраля 1947 года. «Родители» его – театральная семья с глубокими культурными корнями и традициями: актер Анатолий Любанский и его жена актриса Юлия Даминская. Театр создавался на основе театра миниатюр и эстрады «Снайпер», организованного в годы войны и Нижегородского мюзик-холла 30-х годов. 26 января состоялось открытие нового здания театра, коллектив которого именно тогда решил, что если уж менять – то менять все.

Включение в слово «Комедiя» украинской «i» стало якорем-приманкой, необычной деталью, вызывающей интерес и привлекающей внимание. Главной фигурой театра стала приветствующая зрителя на входе скульптура легкой и грациозной музы, танцующая на гранитной колонне, – образ богини комедии Талии.

Изменилась и концепция: театр стал настоящим культурным центром и безусловным лидером нижегородского театрального пространства.

Авангардное

Театр «Zоопарк». Два молодых актера – Олег Шапков и Лев Харламов – в обучения к нам в училище приехал Аркадий Фридрихович Кац, главный режиссер Рижского Русского драматического театра, на тот момент одного из лучших театров страны. Прошел слух, что он в этом сезоне набирает в театр только девочек, и все мальчишки повесили носы. Я подыгрывал нашим девочкам в отрывках, будучи уверенным, что мне ничего не светит. Однако мне и двум моим товарищам предложили приехать в Ригу показаться худсовету. А девочек как раз и не взяли.

Я поступил в Рижский театр драмы, откуда впоследствии уехал в Москву, в театр им. Моссовета. Но это уже совсем другая история.

Анатолий Смелянский, театровед, ректор Школы-студии МХАТ: «Всем, что знаю, я обязан Нижнему Новгороду»
Я мечтал быть актером. Занимался в студии горьковского ТЮЗа. Поступал в Школу-студию МХАТ, не поступил. Пошел в горьковский педвуз на филологический факультет, потому что мне казалось, что там я буду рядом с театром. Ну, как у Гоголя: чувство, что в Риме он «несколькими верстами ближе к Богу».

В институте ставил какие-то пьесы, играл. После окончания института почти год проработал в школе и возненавидел это дело. Не потому, что не любил учительствовать (я делаю это всю жизнь), но вставать в семь утра и идти преподавать русский язык в пятый класс – ничего более страшного не испытывал.
Находясь в отчаянии, получил предложение от директрисы горьковского ТЮЗа Антонины Соколовой стать завлитом театра. Я тогда даже не знал, что есть такая должность. Театр для меня тогдашнего – это актеры и режиссеры. Первые пару лет работал с главным режиссером, который был воплощенным советским благоразумием.

Когда его послали с какой-то делегацией в Париж, он вернулся, собрал труппу и произнес сакраментальную торжественную фразу: «Париж – это город контрастов». Следующим главрежем стал Борис Наравцевич – мы нашли его в Рязани. Это был настоящий театральный человек.

Вот с ним прошли лучшие мои театральные годы. Он поставил «Трех мушкетеров», получилась веселая «с подтекстом» история про людей, которые проливают кровь ради каких-то подвесок королевы. Короче говоря, незабвенный советский эзопов язык – публика города Горького была счастлива. Потом была «Двенадцатая ночь», художником пригласили Сережу Бархина – с тех пор так и дружим. Днем я работал в театре, а вечером приходил в театральное общежитие.

Не было разделения на частную и театральную жизнь. Театр забирал всю жизнь целиком. В ТЮЗе была команда друзей, тогда любили говорить – единомышленников.

Этого не было ни в театре Советской армии, ни во МХАТе, в котором прошла жизнь. Олег Ефремов не раз подшучивал: «Ну, ты же из Горьковского ТЮЗа, ничего лучше у тебя ж в жизни не было». Может быть, и не было.

В ТЮЗ заглядывали знаменитые земляки, к примеру, Женя Евстигнеев. В Горьком бывали и Ростропович, и Рихтер. Иногда сутками просиживал в центральной горьковской библиотеке, конечно же, имени Ленина. Там проходило самообразование. Всем, что знаю, обязан Нижнему Новгороду и этой самой «ленинке».

Покинул я город на Волге в возрасте 33 лет – ответственном для мужчины. К тому времени стал печататься в Москве, почувствовал силу и мощь великого города, его возможности. В условиях провинциальной тесноты – полторы газеты под оком обкома партии – литературным или критическим трудом заниматься было немыслимо. В Москве все было совершенно в других масштабах: церберов достаточно, но и прекрасных людей, живых театров, журналов, газет тоже было много. Тут были сосредоточены живые силы русской культуры.

До сих пор пытаюсь на этом пятачке земли жить и работать. Нижний остался в снах. Там могилы родителей, там – начало начал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *