Новая программа ансамбля Laterna Magica
Петербургский ансамбль средневековой музыки, возглавляемый Ольгой Комок, привез в Москву программу «Песни сефардов», составленную из музыки иудейской элиты средневековой Испании. Благодаря заявленному музыкантами принципу реинтерпретации и домысливания показалось: чем древнее, тем современнее.
Со старинной музыкой все загадочно, средневековье дело темное.
Может, поэтому концертные исполнения этой музыки, подобно перформансам, часто требуют дополнительной документации. Кроме того, что слышно и видно, существует исторический контекст, который нуждается в комментариях. Совершенно непривычная для нашего уха музыка становится ближе, если рассказать ее историю.
Контекст в данном случае таков.
Сефарды — иудейское население, проживавшее на территории Испании со времен поздней античности до конца XV века, говорившее на смеси испанского с ивритом и соседствовавшее с мусульманами и христианами. В 1492 году, когда Реконкиста подошла к концу и христиане отвоевали у арабов почти все земли, захватив последний оплот мусульман — город Гранаду, настало время избавиться и от сефардов. Король подписал указ, и в течение трех месяцев из Испании были изгнаны тысячи иудеев. Они расселились по всему миру, но музыка, которую играли петербуржцы, принадлежит тем сефардским общинам, что обосновались в Турции, Греции, Сирии и Палестине. Получился этакий плавильный котел: греческие и турецкие традиционные ритмы и жанры, сдобренные восточной мелизматикой.
На концерте исполнялись в основном светские песни, собранные этнографами в 1960—1980-х годах: баллады, свадебные, любовные. То, что удалось найти и записать ученым, конечно, лишь искаженные отголоски того, что пели сефарды более пятисот лет назад. А версии ансамбля Laterna Magica, представленные на сцене «Школы драматического искусства», — и подавно отголоски отголосков, искажения искажений.
Однако современная адаптация средневековой музыки — не блажь, а задача необходимая и неизбежная.
Иногда у тебя есть ноты, но нет слов, иногда, наоборот, приходится додумывать или изобретать нотную составляющую. Питерцы заявляют, что стесняться тут нечего: термин «аутентичность» не из их лексикона. Свою новую программу они называют не столько авантюрной, сколько идеалистической. И сопровождающий выступление видеоряд, отчасти рисованный, отчасти документальный, — о том, как сефарды жили, живут и будут жить в Турции и Греции, — это не реставрация прошлого, а моделирование самостоятельного художественного мира.
Что до самой музыки, она звучит очень специфично: полностью обходится без басов, исполняется на колесной лире, портативном органе, лютне, сантуре и еще нескольких диковинных ударных и щипковых инструментах. В ней главенствует не мелодия, а ритм. А когда витиевато орнаментальная мелодия все же возникает, она сразу окрашивается в скорбные тона, становится монотонной и усыпляющей.
Все участники ансамбля Laterпa Magica не только играют, но и понемногу поют, хотя о классическом вокале здесь нет и речи: это или гортанные звуки, или речитативные. К концу представления публика задремала, погрузившись в транс. И музыканты вроде бы тоже задремали, улыбаясь с закрытыми глазами и раскачиваясь над инструментами.
Чем не перформанс?
Ирина Ролдугина, openspace