Новые визитки для Юрия Темирканова
Юрий Темирканов может заказывать себе новые визитки. Большой театр официально представил именитого музыканта как своего главного приглашенного дирижера сроком на три года — начиная с сезона согласно контракту должен выпустить Михаил Плетнев в тандеме с режиссером Валерием Фокиным.
Пару лет назад московская "Новая опера" также торжественно объявила о том, что Юрий Темирканов отныне — ее главный приглашенный дирижер. Но маэстро лишь однажды выступил в театре. Далее никакого сотрудничества не получилось. Темирканов был занят выполнением иных контрактов.
В данном случае, надо ожидать, развитие отношений будет совершенно иным. Назначение в Большой театр выглядит не только художественным, но и политическим решением — с прицелом на "светлое будущее". Михаил Швыдкой обещает, что уже через 15 месяцев историческое здание Большого театра откроется для публики. Было бы крайне желательно, чтобы к этому времени театром руководил музыкант мирового масштаба. Дело за малым: чтобы маэстро и театр сошлись характерами.
На взаимную притирку отведен год. Но нельзя не заметить, что уже сегодня оркестр и хор источают по поводу назначения Юрия Темирканова неприкрытый восторг. А, как известно, короля играет свита.
Дирижер Юрий Темирканов: «К старости я стал реакционером»
в: Для вас приглашение в Большой театр не было неожиданным?
о: Мне нечто подобное предлагали много лет тому назад. Но после того как я отдал 12 лет Кировскому, ныне — Мариинскому, театру, я не хотел возвращаться в оперу. К тому же у меня была масса иных обязательств.
Но сейчас, когда я отказался продлевать контракт с оркестром Балтимора, у меня появилась возможность, а главное — желание поработать в первом театре страны. Сейчас я остаюсь главным приглашенным дирижером оркестра Датского радио. Я подписал контракт на следующие, даже не знаю сколько лет. Я очень люблю эту страну. Там очень хорошо лечить нервы, особенно после Америки.
в: Когда вы руководили Кировским театром, вы также считали Большой первым театром страны?
о: Да, я считал и считаю, что Большой театр — первый по значимости. Как ни кукарекай, Большой не перекукарекаешь.
Он символ нашей национальной культуры. Я думаю, что сегодня Большой театр очень быстро поднимается к самым вершинам.
в: А вы не тоскуете по Мариинке?
о: Нет, не тоскую. Я с огромным удовольствием вспоминаю те 12 лет, но что сейчас происходит в стенах театра, я не очень знаю.
На мой взгляд, колоссальное достоинство русского театра всегда было в том, что он имел постоянную труппу и огромный репертуар. Мы никогда не выпускали "бройлеров" — каждый месяц по премьере, которые исчезают с афиши так же быстро, как и появились. Это не в характере русского театра. У нас ставился спектакль, который мог идти десятилетиями — до тех пор, пока он морально не устаревал. Русский театр был хранителем традиций и духа всей русской культуры.
Конечно, театр не может обойтись только русскими названиями. Это было бы абсурдно. И все-таки фундаментом русского театра должна быть русская классика.
А "конвейерный" подход — это самое плохое, что мы сегодня пытаемся заимствовать у западного театра. При том, что ни La Scala, ни Wiener Staatsoper так не делают.
в: Каковы ваши творческие планы в Большом?
о: На сегодняшний день конкретных творческих планов у меня нет. Есть, конечно, список моих любимых опер — "Кармен", "Травиата", "Пиковая дама", "Евгений Онегин".
Честно сказать, к старости я стал реакционером. Но выбор постановки будет зависеть не только от моих желаний, но и от потребностей и интересов театра. Я же не могу в Большом, как в ресторане, заказывать исключительно свои любимые блюда. Я постараюсь бывать в театре как можно чаще. Правда, нынешний год и следующий я достаточно сильно занят прежними контрактами.
Ведь вся эта ситуация возникла спонтанно. Но по крайней мере на следующий мой фестиваль "Площадь искусств" в Петербурге Большой театр обязательно приедет.
Мария Бабалова, izvestia