Новый «Старый дом» в театре «Модернъ»

Ольга ВАЙНШТОК   Cветлана Врагова обратилась не к классике и не к современной пьесе, а именно к советской драматургии. Подобный выбор можно назвать тенденцией нынешнего театра, поэтому он требует осмысления. Критики относят Казанцева к литературному движению «Новая волна», этакой «новой драме» конца прошлого века.

Идеи Казанцева, Петрушевской, Злотникова продолжают в наше время развивать Угаров, Гремина, Железцов. В своих пьесах Казанцев открыто пытается решить острые социальные проблемы, как бы тяжелы и неприятны они ни были. Для чуткой к проблемам общественной жизни, бескомпромиссной Светланы Враговой эти темы крайне актуальны.

Своим новым спектаклем она апеллирует и к гражданским, и к человеческим чувствам зрителей. «Старый дом» – замечательный драматургический материл для театра «Модерн». Это хорошо сделанная пьеса, в которой есть и социальная проблематика, и лирическая история.

Но даже пьесу из 60-х годов Врагова реализует в традиционном для театра стиле модерн. Художник Лариса Наголова разместила на сцене двухъярусную декорацию изящного дома, старого дома, где бывал Лев Толстой, а сейчас переполненного коммуналками. В спектакле присутствуют два временных пласта: 60-е годы XX века и XIX век – век Толстого.

Старинный, изящный дом сначала изуродовали, превратив в коммунальную клоаку, а потом и вовсе обрекают на снос. Старый дом становится символом ущерба духовности: он является суровым свидетелем эпохи, но одновременно это и место, где живут люди, драма которых разворачивается на сцене.

Гримасы совкового быта, идеологическая зашоренность, всеобщее лицемерие раскрыва.тся в нежной лиричой истории любви мальчика и девочки, Саши (Мария Орлова) и Олега (Олег Царев). Грубое вмешательство со стороны родителей и соседей по дому ломает их отношения и их жизни. Среди разрушителей есть и алкоголик – сталинист (Владимир Левашов), и бдительный управдом – стукач (Сергей Пинегин), и верующий профессиональный атеист (Олег Вавилов). Характерные типы для того времени, не правда ли?

Спустя много лет Саша и Олег встречаются снова, успев превратиться: она – в циничную успешную актрису, он – в циничного успешного ученого. «Среда заела» – здесь оказывается верным трафаретное объяснение этого страшного превращения.

Актеры играют замечательно, словно купаясь в драматургическом материале. Сергей Пинегин виртуозно создает образ не просто стукача, а дьявола или, по крайней мере, дьяволенка. Он носится по сцене ракетой, и то шепотом, то криком проникает во все соседние комнаты, принося людям несчастья. Владимир Левашов, постоянно подшофе, лихо играет на аккордеоне, поет «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин».

Олег Вавилов использует все краски своего чарующего голоса, чтобы показать мелкую душонку своего героя. Но камертоном спектакля являются дуэт Марии Орловой и Олега Царева, играющих поистине «на разрыв аорты». Их физическое взросление и одновременно оскудение души по ходу спектакля смотрятся абсолютно естественно. Открытый взгляд, угловатость, бешеный рок-н-ролл сменяют скупость движений, холодность тона.

В пьесе отсутствует хеппи-энд. Нет и ностальгии по давно ушедшим временам. Зрители плачут и одновременно думают, почему разбились судьбы этих хороших и умных людей.

Спектакль обращается к нашей совести, он требует не только не совершать зло, но и не попустительствовать ему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *