О бриттеновских сезонах в России
Семь месяцев продлится масштабный проект «Сезоны Бриттена в России», приуроченный к празднованию 100-летнего юбилея самого исполняемого английского композитора в мире. Старт форуму был дан в Санкт-Петербурге минувшим летом, а 6 октября эстафетную палочку достойно передали Москве.
Перед концертом-открытием в Большом зале столичной консерватории корреспондент Belcanto побеседовала с директором Фонда Бриттена-Пирса Ричардом Джарманом о том, на какие московские мероприятия лучше всего сходить профессиональному музыканту, любителю музыки и новичку и какого Бриттена нужно стремиться понять русской аудитории.
— Вы довольны организацией петербургских торжеств, посвященных Бриттену?
— Да, нас прекрасно принимали на официальных мероприятиях и после концертов. Публика реагировала с большим энтузиазмом — значит, все было не зря.
Это был замечательный опыт.
— Не было недостатков?
— Были, но несущественные. Мы долго и кропотливо продумывали программу в отношении общего и деталей перед открытием. Нам удалось заинтересовать музыкой Бриттена петербургских слушателей.
В сравнении с этим наши недостатки — детали общей положительной картины.
— Из проведенных мероприятий в Санкт-Петербурге какое запомнилось Вам больше всего?
— Российская премьера оперы «Блудный сын» — трогательная и памятная во всех отношениях. Бриттен написал ее после того, как увидел в Эрмитаже картину Рембрандта «Возвращение Блудного сына», и посвятил Шостаковичу.
Июньская постановка Mahogany Opera была предпринята рядом с тем местом, где висит сама картина, — в Эрмитажном театре, а в зале присутствовали наследники композитора, которому было посвящено это сочинение.
— Как проходила подготовка к московским «Сезонам»?
— С большим усердием и вниманием.
У Бриттена были особенно тесные отношения с московскими музыкантами: Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Дмитрием Шостаковичем и Геннадием Рождественским.
— Кто помогал Вам в организации этого проекта помимо Британского Совета в России?
— Пушкинский музей, Московская консерватория, Библиотека иностранной литературы имени Рудомино, Российский национальный оркестр.
— Мероприятий в программе настолько много, что одному человеку вряд ли возможно посетить все.
— Думаю, что вполне возможно. Только этот единственный должен не просто любить, а обожать творчество Бриттена, иначе у него ничего не получится.
— Куда посоветуете пойти профессионалу, любителю и новичку?
— Профессионалу рекомендую сходить на концерты замечательного европейского коллектива — Российского национального оркестра. Любителю предлагаю выбрать два или три мероприятия из образовательной или художественной программы.
А новичку сначала нужно побывать на выставке в Пушкинском музее, чтобы узнать о жизни Бриттена, затем прочитать книгу о творчестве композитора и сходить на концерт Российского национального оркестра, обязательно под управлением Михаила Плетнева, для создания особенно сильного впечатления от музыки композитора.
— По окончании «Сезонов» какой проект осуществит возглавляемый Вами Фонд Бриттена-Пирса?
— Мы работаем над большим образовательным мультимедийным ресурсом, который посвящен «Военному реквиему» Бриттена и Первой мировой войне. Это будет концептуальный и одновременно героический вебсайт, потому что «Военный реквием» вобрал в себя лучшие из черт творчества Бриттена, а события военных лет оказали сильнейшее воздействие на него и людей всего мира.
— Знаю, что кроме этого сайта Вы планируете запустить еще два — для детей и взрослых любителей.
— Мы планируем осуществить эти проекты через пару лет.
— Какими они будут?
— Современными и удобными, на разных языках.
— Можно сказать, что использование интернета эффективнее живого общения с музыкой Бриттена в пропаганде его творчества?
— Конечно. «Живые» концерты менее доступны в отличие от всемирной интернет-паутины, где люди общаются постоянно и беспрерывно, и наши сайты должны открыть пользователям новые возможности для знакомства с Бриттеном в потоке разной информации о нем.
— Какие мероприятия проходят на родине композитора в рамках юбилейных торжеств?
— Фестивали и праздничные концерты, киносеансы, художественные и книжные выставки, новые спектакли.
— В Великобритании Бриттен известен как композитор?
— В большей мере, как композитор и пианист.
— А в меньшей?
— Как дирижер и общественный деятель.
— В мире его музыку играют часто.
— А надо играть еще чаще, чем это делают сейчас.
— Этого результата Вы хотите достичь в московской части программы «Сезонов»?
— Нет, не только. Мне бы хотелось, чтобы в Москве любили и ценили разного Бриттена. Конечно, чтобы его музыку исполняли, о ней писали, ее показывали. Но главное, чтобы ее смогла понять русская общественность, потому что если нам удастся достичь взаимопонимания, то и всё другое получится.
Может быть, не сейчас. Но с течением времени — точно.
Автор фото — Mark Allan