О чем шепчут стены и грезит Надж

С 19 мая по 14 июля в Москве пройдет XI Международный фестиваль имени А.П. Чехова. В насыщенной событиями афише — по традиции лучшие спектакли мировых и московских театров. «Московские новости» рассказывают о режиссерах и хореографах мировой программы фестиваля и их постановках, которые нужно непременно увидеть во время предстоящего театрального марафона.

О чем шепчут стены и грезит Надж

Контекст

  • Планы на неделю: Игра в городки и Bosco Fresh Fest
  • «В России обсуждают театр, как в Америке — спорт!»

 

Вспомнить детство вместе с дочкой и внуками Чарли Чаплина

 

Жан-Батист Тьере

Младшая дочь Чарли Чаплина Виктория придумала вместе со своим мужем Жаном-Батистом Тьере волшебную смесь цирка и театра, полную лиризма, юмора и любви к людям и актерству. Виктория — акробат, а Жан-Батист — клоун-иллюзионист, но прежде всего они — актеры, которые создают на сцене невероятные образы, заставляющие вспомнить детские сны и детское восприятие мира. Они погружают зрителей в странный, сказочный мир Зазеркалья. В спектаклях Виктории Тьере-Чаплин и ее мужа смешиваются Чарли Чаплин, Федерико Феллини, Сальвадор Дали. Муж и жена по очереди показывают свои смешные и печальные номера, которые складываются в единое целое.

Тьере-Чаплин продолжила дело своего отца, следуя его творческим и жизненным заветам. Все это родители передали и своим детям — Джеймсу и Аурелии Чаплин, которые основали свои собственные театральные компании: «Компанию майского жука» и компанию «Маленькие часы». Чета Тьере-Чаплин колесит по миру со своей труппой уже более сорока лет.

В Россию они впервые приехали со спектаклями своих детей: Виктория поставила для Аурелии спектакль-бенефис «Оратория Аурелии», о котором, например, газета Guardian написала «She does wonder wonderfully» («Она чудесно творит чудеса»).

Спектакль «Рауль»

Спектакли: на этот раз в Москву снова привезут один спектакль Джеймса Тьере — «Рауль» — которым откроется Чеховский фестиваль и спектакль компании Аурелии Тьере «Шепот стен», где она сама выступает в главной роли, а ее мать — режиссер.

В «Рауле» Джеймс Тьере на сцене практически один. Его персонаж приоткроет перед зрителем завесу своих прекрасных гротескных видений, где будут загадочные создания с множеством лапок, муляжные рыбы, слон и он сам. «Шепот стен» также погружает нас в поэтический внутренний мир персонажа. Героиня — наивная и всему изумляющаяся —  заставляет разговаривать стены, оживляет предметы.

Она ведет ностальгический рассказ о прошлом.

Где: Театр им. Моссовета («Рауль»), Театр им. А.С. Пушкина («Шепот стен»)

Когда: 19, ставит собственные спектакли.

Его работы стирают границу между музыкальным и вербальным театром. Определить, что такое театр Мартона действительно сложно: он создает ткань повествования из драматургических, прозаических и музыкальных текстов. Примеры его необычных, полифонических спектаклей — это «Этюд Лукулла» по Брехту и музыке Поля Дессау (, когда его бомбят немцы, а знаменитый бал происходит в ночном клубе. Для Боурна в постановке важен психологизм и соответствие духу времени, в котором оказываются его герои. Боурн никогда не учился классическому танцу, и предрассудков по поводу того, кого он берет в свою компанию New Adventures, у него нет: это и классические, и современные танцоры, и драматические актеры. Боурн — кавалер ордена Британской империи, обладатедь множества премий.

Ставит не только классические балеты, но и мюзиклы («Моя прекрасная леди», «Мэри Поппинс» и другие).

Спектакль «Спящая красавица»

Спектакль: «Спящая красавица» — третье (после «Щелкунчика» 1992 года и «Лебединого озера» 1995 года) обращение Мэтью Боурна к Чайковскому. Это последняя работа хореографа — премьера прошла в декабре и была посвящена 25-летию его компании New Adventures. Действие версии Боурна начинается в 1890 году, когда, кстати, «Спящая красавица» была впервые поставлена в Петербурге.

Потом героиня попадает в Эдвардианскую эпоху, а просыпается — в наши дни.

Где: Театр им. Моссовета

Когда: 12, 13, 14, 15 (13.00, 19.00), 16 (13.00, 19.00) июня

Совместить пессимизм с юмором

Андреас Кригенбург

Успешный немецкий режиссер-самоучка Андреас Кригенбург начинал карьеру с работы плотника-макетчика в Магдебургском театре, куда он пришел в 1982 году. Два года спустя он перешел в Театр Герхарта Гауптмана в городе Циттау, уже в качестве помощника режиссера. И в этом же году состоялся его собственный режиссерский дебют — спектакль «Красная Шапочка» по одноименной пьесе Евгения Шварца. В 1989-м он выпускает сразу две собственных постановки по Стриндбергу и Тролле в Kleist Theatre во Франкфурте-на-Одере. В 1991 году Кригенбурга приглашают в знаменитый берлинский «Фольксбюне», где он с успехом ставит «Войцека» Бюхнера — спектакль, который заставляет говорить о нем публику и критиков.

Причем преимущество с раздражением — как о выскочке с востока, ниспровергателе основ и дерзком насмешнике. Впрочем, деконструкция, отсутствие  линейного повествования, бешеная экспрессия — все то, что характеризует театр Франка Касторфа, чьим последователем  и протеже считали Кригенбурга, очень быстро уходит из его спектаклей. Его театр меланхоличен, размерен и удивительным образом сочетает пессимизм с жизнеутверждающим юмором. С режиссер много работает в опере.

Среди прочих, на его счету «Орфей и Эвридика» Глюка, «Индоменей» Моцарта, «Войцек» Берга, «Отелло» Верди.

Спектакль «Процесс»

Спектакль: на фестивале покажут спектакль «Процесс» в исполнении артистов мюнхенского Театра Каммершпиле, одной из лучших немецких и европейских трупп. Персонажи абсурдны и трогательны, а их сюрреалистичный мир (что выражается в том числе в специфической актерской пластике и хореографии спектакля) невероятно притягателен в своей абсурдности. Здесь все двоится, дробится, перетекает из одного состояния в другое и одновременно возвращается к исходной точке: сцена, то и дело переворачиваясь, сбрасывает с себя актеров.

Где: Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

Когда: 14, 15, 16 июня

Увидеть танцевальные импровизации о Японии

Жозеф Надж

Жозеф Надж — человек мира: родился в венгероязычной семье в Югославии, учился в Будапеште, в 1980-м переехал в Париж. Многочисленны и его интересы и таланты: он окончил художественное училище по классу графики;  брал уроки боевых искусств, борьбы, сценического движения и актерского мастерства; учился даже в Международной школе пантомимы Марселя Марсо. Занимался тай-чи, буто, открыл для себя современный танец. Известен и как художник: проходят его выставки фотографий, картин, скульптур, графики.

Организовал собственную компанию JEL, где создал 19 спектаклей. С 1995 года возглавляет Национальный хореографический центр в Орлеане. Среди его постановок «Войцек», «Ветер в мешке», «Полуночники»,  «Время отступления», «Дневник незнакомца» — всего около тридцати названий.  Многие его спектакли показывали в России.

Жозеф Надж ставит спектакли трагические, символические, наполненные тоской по гармонии. Они совмещают поэтичность и чувствительность с рациональностью и попадают в самое сердце зрителей. Надж рассказывает и о себе, и обо всех нас, и о времени, в котором мы живем.

Спектакль Sho-bo-gen-zo

Спектакль: В Sho-bo-gen-zo показана Япония — такой, какой ее видит в мечтах сам Надж. Два танцовщика изображают самурая и традиционно воспитанную молодую японку. Танцуют Надж и его давняя партнерша Сесиль Луайе.

Танец основан на импровизации: ведь музыкальное сопровождение обеспечивают два джазовых исполнителя.

Где: Театр им. А.С. Пушкина

Когда: 18, 19, .

Иржи Килиан создал около ста постановок, получил множество престижных премий.

Неоклассические постановки Иржи Килиана —  это, как правило, бессюжетные, атмосферно-настроенческие зарисовки, квинтэссенция единства музыки и движения. Он тяготеет к абстракции и сюрреалистическим образам. По его собственному признанию, непрямое, но сильное влияние на его стиль оказали традиционные танцы австралийских племен, которые он впервые увидел в начале 80-х.

Уильям Форсайт

Имя американца Уильяма Форсайта — почти синоним танца XXI века. Его называют «антихристом балета». Он не только реформировал неоклассический балет, но и разработал новые подходы к изучению, описанию и преподаванию искусства танца. В течение двадцати лет Форсайт возглавлял Франкфуртский балет, а после его закрытия в ми даже возглавлял Театр марионеток и Королевский драматический театр. Впрочем, вскоре Эк вернулся в балет. Свои первые хореографии он создает в театре Cullberg Ballet, в том числе «Дом Бернанды», которая приносит ему известность в мире.

Сегодня ни одна именитая балетная труппа не обходится без постановки Эка. Его танцуют в Парижской Опере, Метрополитен Опера, в Ла Скала. Один из самых известных его балетов — эпатирующая, радикальная «Жизель» 1982 года, где он безжалостно расправляется с классическими канонами, — сегодня уже классика современной хореографии.

Сильви Гиллем в спектакле «За 6000 миль»

Спектакль: «За 6000 миль» — трилогия одноактных балетов «27’52»» (Килиан), Rearray (Форсайт) и Bye (Эк).

В «27’52”» Иржи Килиан вовлекает зрителя в игру в прятки и постоянной смены ролей. Название отсылает к длительности спектакля — ровно 27 минут 52 секунды. Сложный хореографический рисунок постоянно развивается, танцовщики то и дело балансируют на грани разных стилей, а сам спектакль — между реальным и потусторонним миром.

Форсайтовский Rearray — блестящий дуэт Сильви Гиллем и ее партнера по Парижской опере Николя ле Риша. Великолепная француженка Гиллем — любимая танцовщица Форсайта, именно под нее созданы многие из его балетов. Она же исполняет хореографию Bye Матса Эка на музыку Бетховена.

Bye — абсолютная противоположность предельно техничному, немного отстраненному балету Форсайта.

Где: Театр им. Моссовета

Когда: 19, назад зрители восхищались его полудраматической-полутанцевальной постановкой «Эоннагата», не похожей на другие работы мастера. Одну из главных ролей в ней исполнила Сильви Гиллем — которой, впрочем, танцевать здесь особенно не давали.

Спектакль «Карты I: Пики»

Спектакль: «Карты I: Пики» квебекской компании Лепажа Ex Machina рассказывают серию связанных между собой историй о людях, которые находятся в Лас-Вегасе в 2003 году, когда Америка собирается вторгнуться в Ирак. В спектакле война представлена в виде сцен в тренировочном центре американских войск. Это первая часть трилогии, которую хочет сделать Лепаж.

Каждый из шести актеров играет множество ролей.

Где: Цирк Никулина на Цветном бульваре

Когда:  25, 26, 27, 28, 29, 30 июня

Погрузиться в культуру Португалии

 

Рикарду Пайш

Рикарду Пайш учился в Лондоне, получил диплом режиссера в 1971 году. Преподавал в Высшей школе театра и кино Политехнического института Лиссабона. С 1995 по 2000 год был директором Национального театра Сау Жуау в городе Порту, к чему вернулся в 2002 году. Пайша называют «постановщиком музыки», которая служит для него неисчерпаемым источником сценических образов.

При этом литература, прежде всего португальская, всегда оставалась смысловым центром его творчества. Впрочем, среди полусотни его постановок значатся и «Два палача» француза испанского происхождения Фернандо Аррабаля, «Любовь Дона Перлимплина» Гарсия Лорки, «Мандрагора» Никколо Макиавелли, а также шекспировские «Двенадцатая ночь» и «Гамлет». К «чистому» же музыкальному жанру можно отнести его спектакль «Фадо» и оперу Бриттена «Поворот винта».

Спектакль «Тени»

Спектакль: Впервые участником Чеховского фестиваля станет спектакль из Португалии. Национальный театр Сау-Жуау покажет спектакль «Тени». Эту постановку, которая сочетает в себе танец, музыку, разговорный жанр и видеоарт, критика восторженно признала «чудом театрального искусства». Пайш в интервью сказал, что не следует считать «Тени» спектаклем, который только рефлексирует над национальным португальским характером.

Спектакль универсален. Тем не менее зрители смогут погрузиться в культуру Португалии с ее переходами от печального фадо к радостному фанданго, от любви — к смерти. В то же время «Тени» отсылают к прежним работам самого Пайша, которые он заново осмысляет и интерпретирует.

Где: Театр им. Моссовета

Когда: 4, 5, 6 июля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *