О Японии с душой
Уходящая осень (да и первый зимний месяц) в Московской консерватории освещены замечательным фестивалем «Душа Японии». В прошедшее воскресенье в Рахманиновском зале состоялся концерт «Мир Томидзаки», где звучала музыка хогаку (классическая японская музыка).
Название концерта — обращение к имени гениального слепого музыканта Томидзаки Сюнсё (1880—1958). Программа включала восемь композиций, звучали классические японские инструменты — сякухати (бамбуковая флейта), сямисэн (лютня), кото (цитра). Под руководством замечательного музыканта, исполнительницы на кото и сямисэне Томинари Сэйдзё выступали Томио Сэйрицу, Тамура Фумико, Кобаяси Масако, Аоки Сюнсукэ, Нарусэ Синносукэ, Ёкобаяси Сэйкёку, Марина Пак, Александр Ивашин.
Музыканты, игравшие в этот вечер, представляли изумительное искусство востока во всей полноте.
Традиционные костюмы, ширма, декорирующая сцену, а главное — звучание таких непривычных, но удивительно красивых инструментов, и пение. Когда отзвучал первый номер — «Песня рассвета», — стало немного досадно от того, что не понимаешь слов. Правда, во всём предусмотрительные организаторы концерта (научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира», возглавляемый Маргаритой Ивановной Каратыгиной) облегчили задачу восприятия, внеся в программку краткое поэтическое содержание каждой композиции.
Особенно запомнилась пьеса «Shika no Tone» («Отдалённый зов оленя») для двух сякухати.
Бамбуковая флейта сякухати — традиционный инструмент дзэн-буддийских монахов-комусо. Считалось, что с помощью игры на этом инструменте, медитируя, монах может достичь тем большей гармонии, чем выше его музыкальное мастерство.
Звучание сякухати необычно — звук как будто не слишком большой силы, но охватывающий всё-таки большое пространство. Ощущение, словно находишься среди гор и деревьев, а мелодия доносится, то приближаясь, то удаляясь. Тембр флейты немного тусклый, свистящий, отчего-то показался похожим на ветер.
Слушая перекличку двух одиноких голосов, уносишься мысленно далеко от существующей обыденности, ощущаешь гармонию и покой.
Становится ясным, почему именно звучание бамбуковой флейты — атрибут духовной практики дзэн-буддизма.
Ярким контрастом была пьеса Мияги Митио (1952 г.) для двух кото «Sarashi fu tegoto» («Тегото в стиле “Сараси”»). В основе этой композиции — знаменитая песня конца XVIII века, воспевающая старинный обычай отбеливания ткани. Под яркими солнечными лучами просушивают полотна, вымоченные в реке Удзи.
Ритмичный быстрый раздел пьесы рисует собственно процесс обработки холстов.
Среди других композиций — пьеса для четырёх сямисэнов «Лисья свадьба, или Слепой дождь». Её содержание — отсылка к народным историям о лисицах.
По легенде, если в ясный солнечный день начинается дождь, значит, неподалёку играют свадьбу лисы.
Завершился вечер большим ансамблем из девяти исполнителей, сыгравших старинную новогоднюю песню «Десятитысячелетнее благоденствие».
Яркий и самобытный, концерт оставил самые хорошие воспоминания. Отрадно, что фестиваль «Душа Японии» уже четырнадцать лет знакомит слушателей с японской культурой. Закончить короткий очерк-зарисовку хочется, цитируя Басё:
Колокол смолк вдалеке,?
Но ароматом вечерних цветов?
Отзвук его плывет.