О пении и умении
"О пении, об опере, о славе" — новая книжка плодовитой музыкальной серии "Волшебная флейта". Автор новинки — главный редактор "Аграфа" Алексей Парин, человек множества профессий, одной из которых является музыкальная журналистика.
Внешне книжка выглядит как некая энциклопедия современного оперного мира. Содержание представляет собой список самых разных имен — наших и заграничных, легендарных и знакомых скорее специалистам. Все эти имена напрямую связаны с оперой.
Самый большой блок — певцы. Их условно можно разделить на четыре категории: статусные отечественные звезды (скажем, Образцова, Архипова, Масленников), наши на западе (Лейферкус, Гулегина, Прокина, Чернов), наша молодежь (Гурякова, Герзмава, Швец) и зарубежные первачи (от Дитриха Фишера-Дискау до модной Чечилии Бартоли и французского барочника Жерара Лена).
Гораздо более скромный блок — дирижеры.
К этой профессии автор явно испытывает наименьший интерес. Здесь круг очевидных российских имен (Светланов, Рождественский, Гергиев, Колобов) совсем немного расширен за счет Рикардо Мути и нескольких более скромных фамилий.
И последний, самый передовой и, наверняка, самый дорогой автору раздел составляют симптоматично помещенные вместе оперные режиссеры и интенданты. Характерно, что среди них нет патриарха советской оперной режиссуры и, фактически, единственного серьезного его представителя — Бориса Покровского.
Отсутствие новых наших героев в этой области — Дмитрия Бертмана и Дмитрия Чернякова — специально оговорено в предисловии и объясняется чересчур дружескими отношениями автора с обоими персонажами. Зато имеются такие ключевые фигуры, как Рольф Либерман, возглалявший Парижскую оперу в 70-е, его ученик Жерар Мортье, эпохой которого стали девяностые годы в Зальцбурге, нынешний правитель Зальцбурга Петер Ружичка, знаковые для европейского театра режиссеры Гетц Фридрих, Патрис Шеро, Петер Конвичный. Книга многозначительно заканчивается материалом о нынешнем директоре Большого Анатолии Иксанове — первом российском оперном директоре, который претендует называться заграничным словом "интендант".
Но на самом деле, объемистый и вполне академично представленный том меньше всего является строгой и взвешенной энциклопедией. Это сборник журналистских штудий Алексея Парина, написанных примерно за последние десять лет. Интервью и рецензии были сделаны им большей частью для газет "Сегодня" и "Независимая", журналов Большого и Мариинки, радио "Эхо Москвы". Все они бравируют принятой в нашей журналистике речью от первого лица и, естественно, очень разнятся в зависимости от формата издания.
Пространные культурологические рассуждения, которые автор мог себе позволить в специализированных изданиях, и какое-нибудь злободневное интервью собраны в один том, хотя были когда-то предназначены для совершенно разных читателей.
Такая же пестрая картина и с интервью — которые, тем не менее, представляют главную ценность издания. Скажем, Ирина Архипова рассказывает про систему партийных покровителей, которая существовала у солистов Большого театра в советское время. А Алексей Масленников вспоминает дивный пример горького юмора Шостаковича: как-то раз, получив премию имени Глинки, обладатель многочисленных Государственых и Ленинских наград порадовался — "Наконец-то мне дали премию, которую не дают дояркам!" Однако, все эти ценные с мемуарной точки зрения байки вокалистов (особенно отечественных) довольно странно выглядят в одной книге с откровениями европейских интеллектуалов, к которым принадлежат руководители знаменитых европейских фестивалей, то есть люди, для которых профессией является производство мыслей и концепций, а не производство звуков.
В увековечивании результатов журналистского труда всегда присутствует определенная амбициозность автора. Но в данном случае смысл сборника, безусловно, не только в ней, а в том пусть субъективном, но все же достаточно широком спектре тем, героев, проблем и предпочтений, который он демонстрирует. Последнее десятилетие было очень важным для такой молодой в России профессии, как музыкальная журналистика.
И неизвестно, осталась бы от этого десятилетия какая-нибудь память, не будь один из ведущих российских критиков одновременно главным редактором одного из успешных московских издательств.
Екатерина БИРЮКОВА, izvestia