О Петре Тодоровском: Я всегда мечтал у него сняться
В Москве после продолжительной болезни в возрасте 87 лет умер легендарный российский кинорежиссер, сценарист, актер и композитор Петр Тодоровский, автор фильмов "Любимая женщина механика Гаврилова", "Интердевочка", "Анкор, еще анкор!". Многие современные кинематографисты называют его своим учителем, с уходом которого исчезает целая эпоха.
Народный артист РСФСР ушел из жизни в ночь на 24 мая в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Его сын Валерий сообщил, что отец скончался в результате осложнения после воспаления легких.
А внук Петр добавил, что у деда не выдержало сердце, и он умер от острой сердечной недостаточности. Еще в апреле Петр Ефимович перенес сердечный приступ, от которого так и не смог оправиться.
Петр Тодоровский — разноплановый мастер. В кино пришел как оператор. Так, он снял одну из самых знаменитых советских картин времен оттепели "Весна на Заречной улице".
Затем переключился на режиссерскую работу, хотя несколько раз выступил и в качестве актера. Ко многим своим фильмам Тодоровский сам писал сценарии, а также музыку.
В 1965 году Петр Тодоровский стал лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации "Дебют" за военную киноповесть "Верность".
В 1983 году его картина "Военно-полевой роман" была номинирована на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". В 90-е получил премии "Ника", "Кинотавр", "Киношок", "Золотой овен".
Он снял такие картины, как "Фокусник", "Городской романс", "Последняя жертва", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Интердевочка", "По главной улице с оркестром", "Какая чудная игра", "Анкор, еще анкор!", "Созвездие быка" и "Риорита".
Коллеги Тодоровского единодушны — он был не просто талантливым режиссером, блистательным выразителем эпохи, мудрым и смелым мастером, но и светлым человеком с большой душой.
Василий Мищенко, актер и режиссер
"Я не знал о его смерти, вы меня очень расстроили…
Я его очень любил, — рассказал изданию DailyShow советский и российский актер, режиссер, заслуженный артист РФ Василий Мищенко. — Мы с Галей Петровой пробовались в "Военно-полевой роман" на эту пару, которую потом сыграли Коля Бурляев с Инной Чуриковой. Я часто на "Мосфильме" с ним встречался. Всегда мечтал, что когда-нибудь, может, все-таки Господь даст мне возможность у него сняться.
Я снимался новой картине его сына Валеры. Сейчас мы с Гариком Сукачевым делаем спектакль "Анархия" в "Современнике"… Гарик все время его воспоминал и говорил, чтобы он приходил к нам на спектакль…Светлая ему память, я его очень любил…".
Владимир Хотиненко, режиссер, актер и сценарист
"Совершено уникальный человек, прежде всего человек, и совершено уникальный режиссер, — сказал Хотиненко в интервью "Правде.Ру". — Это потеря чего-то такого, что и так уходит из сегодняшнего нашего мира, такой невероятной человеческой сущности и духовной, и смысловой…
И все его фильмы, я на них вырос", — сказал режиссер.
Евгений Миронов, актер и худрук Театра наций
"Я не знаю другого такого режиссера, который компанейски жил со своей съемочной группой во время тяжелейших съемок, — рассказал изданию LifeNews Евгений Миронов. — Нервная работа, тяжелый съемочный день… Но так, как он это подавал, как он работал, какую атмосферу создавал и до съемок, и во время, и после…
Он устраивал концерты, играл на своей любимой гитаре свои мелодии и песни, которые потом были в фильме. Такого единения я не припомню больше никогда. Честно говоря, я скучаю по этому всю жизнь".
Павел Лунгин, сценарист и кинорежиссер
"У него был дар вызывать любовь.
Это был человек очень яркого, но в то же время камерного таланта. Он много говорил о душевной жизни. Он фронтовик, любимец, умел любить и любил", — отметил режиссер, чьи слова цитируют РИА "Новости".
Елена Перетяченко