О, засмейтесь, смехачи…
Елена РОГОЗИНА Джени – Елена Ксенофонтова. Пьеса греческого драматурга Д. Псафаса «Требуется лжец» повествует об одном депутате, помощница которого исключительно не умела врать, и слуга народа вынужден был найти себе профессионального обманщика. В Театре п/р Армена Джигарханяна творение греческого драматурга, основательно переписанное В.
Зал на премьере умирает от хохота, но ни капли разума в этом смехе нет – одни пробудившиеся дремучие инстинкты.
Чтоб никто, не дай Бог, не подумал, что все это могло бы произойти в России, в спектакле есть привязка к месту действия. Шесть крутящихся тумб, задник и боковые порталы украшены изображениями древнегреческих статуй, Парфенона и чернофигурных ваз. Между молчаливой гармонией древних артефактов и тем, что зрителю предлагает команда Театра Джигарханяна, лежит глубокая пропасть: аляповатые костюмы, бесчисленные апарты в зал. Все действо балансирует на грани площадной шутки. Депутат Ферекис, его секретарша Пиплица, его жена Дженни, его любовница Пица Кица, его телохранитель и его лжец по найму Тодорос шумят, кривляются друг перед другом.
Эта компания не упустит ни одного случая, чтобы пошло пошутить. Вот Дженни (Елена Ксенофонтова) произносит о своем муже расхожую фразу: «Он в любую щель без мыла влезет!» и при этом выразительно шлепает по попке секретаршу супруга (Ольга Чернова).
Больше всего спектакль «Требуется лжец» напоминает современные телевизионные реалити-шоу: капелька порнографии, щепотка соленой шутки, не очень профессионально сработанные танцевальные номера. Здесь расстегивают брюки депутата, оголяя низ его живота и поигрывая ножницами. Под стать современному шоу-бизнесу женщину играет мужчина.
Сахат Дурсунов не только срежиссировал спектакль, но заодно исполнил в нем главную роль – лжеца Тодороса. Однако играющий режиссер, наверное, видит сцену и спектакль еще хуже, чем играющий тренер – футбольное поле. В «Требуется лжец» есть лишь один момент, когда кажется, что действо приобретает смысл.
Тодорос-Дурсунов сидит на полу в световом пятне и первый раз в жизни не врет, хоть и сам с отчаянием понимает, что правда уже ему не подвластна. Совсем как в реальной жизни с реальным спектаклем.