Обаяние молодости на западный манер
В Москву все чаще возвращаются те вокалисты, кто из нее уехал однажды, чтобы сделать международную карьеру и весьма в этом преуспел. Возвращаются ненадолго – всего на один-два концерта, на одно-два выступления в текущем репертуаре московских театров. Но тенденция такая определенно существует: спеть на родине, в городе твоего первого успеха – ответственно и приятно одновременно. Давно пора под эти цели организовать отдельный филармонический абонемент – страна должна знать своих героев!
Пока же в Московской филармонии организован абонемент с несколько иной идеей: «Оперные звезды России». В этом сезоне в него включены четыре концерта. Два из них – Дмитрия Корчака и Динары Алиевой уже состоялись.
Концерт Василия Ладюка отложен до лета. А по весне столицу посетила Екатерина Сюрина.
Чем определяется именно такой подбор вокалистов в абонемент – сказать сложно.
У Корчака и Сюриной – уже сложившаяся международная карьеры, оперными звездами они вполне уже могут именоваться, но вот географическое дополнение в названии абонемента в данном случае скорее говорит о том, что эти певцы представляют Россию на зарубежных сценах. Динара Алиева пока на широкую международную карьеру не вышла, ее успехи – в большей степени нашего российского, даже московского масштаба, хотя, безусловно, певица она превосходная и уже завоевавшая заслуженную симпатию публики. Василий Ладюк находится где-то между названными позициями: пока еще его отечественные выступления более значимы, чем зарубежные, хотя он последнюю компоненту стремится развивать, и немало в этом преуспел.
Чем реально абонемент объединяет исполнителей – так это молодость вокалистов.
Все они принадлежат приблизительно к одному поколению, поют на оперной сцене сравнительно недавно, но все уже действительно добились значительных результатов: их имена заметны на отечественной и зарубежной афише.
Звезда Екатерины Сюриной зажглась на излете прошлого века, когда юная студентка РАТИ дебютировала на сцене столичной «Новой оперы» в партии Джильды в памятной постановке Евгения Колобова оперы Дж. Верди «Риголетто» со звездным Дмитрием Хворостовским в титульной роли. Сразу после той премьеры о Сюриной заговорили – и совершенно справедливо, ибо ее природная грация, умение держаться на сцене, а самое главное – хрустальный, обаятельный голос взяли в плен московскую публику сразу.
Карьера Сюриной в «Новой опере» была не особо продолжительной, хотя она и спела здесь такие значительные партии как Снегурочку и Марию Стюарт в одноименных операх Римского-Корсакова и Доницетти. Отлично сделанный голос призывно потребовали сцены Европы и Америки. Там же за океаном Екатерина нашла свою вторую половину – американского тенора Чарльза Кастронову, с которым ныне выступает по всему миру.
В преддверие нового супруги дали концерт со своим давним патроном Хворостовским на сцене Кремлёвского дворца съездов.
Для сольного московского рецитала была выбрана программа, которую совершенно строго можно разделить на две части – в соответствие с отделениями концерта: Моцарт и итальянцы. В первой части вечера прозвучали арии Илии, Памины, Церлины, Сюзанны – хрестоматийные героини (пожалуй, лишь женский образ из «Идоменея» — пока относительная редкость в нашем отечестве), все очень разные, но все стилистически очень точные, изящные, филигранные по нюансировке.
Здесь светлый лирический голос Сюриной, аккуратный и звонкий, был совершенно на своем месте. Исполнение подкупало теплотой и искренностью, в меру кокетством, в меру «характером» и решительностью изображаемых героинь.
Вторая часть вечера была отдана во власть бельканто.
Аккуратный голос Сюриной подходит (по крайней мере, сегодня) только для лирико-колоратурного репертуара, поэтому беллиниевские Джульетта и Амина прозвучали превосходно – тонко и звонко, мягким звуком, с достаточным владением колоратурной техникой. Пожалуй, лишь крайние верхние ноты не все вышли идеальными. Однако более драматические партии бельканто пока — вне территории Сюриной.
Равно как и совершенно неубедительным было «хождение» певицы на территорию меццо: вместо заявленной доницеттиевской Норины из «Дона Паскуале» артистка исполнила знаменитую каватину Розины из «Севильского цирюльника», причем в редакции для меццо. Такой выбор показался более чем странным: конечно, есть традиция исполнения этой партии легкими сопрано, криминала тут никакого нет. Но уж если браться за эту партию (и арию из нее), то и исполнять легкому голосу ее следовало бы в редакции для колоратурного сопрано, с раскладками пассажей наверх, со вставными верхними нотами и пр. Чтобы, так сказать, блеснуть. Сюрина же пела меццовую оригинальную версию с ходками в малую октаву.
Где ее голос совершенно терялся за оркестром: звучал совершенно неубедительно, несмотря на весь артистизм, природную грацию и абсолютно симпатичное кокетство молодой певицы.
Увы, в концерте не прозвучало ни одной русской арии, а единственный бисом стала знаменитая лукавая мольба Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, прозвучавшая лирично, но в то же время на максимуме голосовых возможностей певицы: далее по пути освоения веристкого репертуара Сюриной, пожалуй, ходить не стоит – разве что Мюзетта в «Богеме» или Вальтер в «Валли»… Но не более того.
Аккомпанировал певице Национальный филармонический оркестр России под руководством своего шефа Владимира Спивакова: сопровождение удалось на славу во всех ариях, Спиваков везде очень выгодно подавал певицу, помогал ей – не его беда, что ее колоратуры пробуксовывали в каватине Розины из-за неподходящей для ее легкого голоса тесситуры.
Сольно оркестр исполнил две моцартовские увертюры (из «Милосердия Тита» и «Директора театра»), две россиниевские (из «Севильского цирюльника» и «Синьора Брускино»), а также на бис — знаменитое интермеццо из «Сельской чести», в целом подтвердив высокий класс своего профессионализма.