Огромный маленький театр
Искусство в провинции держится на чистом энтузиазме Наталия Каминская Когда вырываешься из пресыщенной театральной Москвы на необъятные российские просторы, начинаешь, наконец, понимать, что театр может быть и не брендом, и не тем местом, где престижно время от времени засвечиваться в качестве модного зрителя, а просто центром духовной консолидации людей. Не больше. И не меньше. В городе Новошахтинске Ростовской области, например, действует один кинотеатр, притом всего два раза в неделю.
А драмтеатр, отремонтированный и прилично оборудованный, имеет обширный репертуар и постоянно дает спектакли. Лысьва Пермского края, где работает один из старейших российских театров, обеспеченный отличным актерским составом, последовательно становится серьезным городом-спутником супертеатральной Перми. Именно здесь несколько раз проходил Фестиваль малых городов России.
И этот уникальный смотр, проводимый Театром наций, открывает глаза не только на возможности театров в маленьких уголках России, но и на их уровень, порой, весьма и весьма достойный. В городе Минусинске (Красноярский край) с населением всего в 70 тыс. человек существует и вовсе знаменитый театр, который не раз представлял свои спектакли на фестивале «Золотая маска».
Уже одно чтение исторических справок о театрах малых городов способно дать пищу для размышлений. Минусинский разменял 12-й десяток. Рыбинский и Новочеркасский основаны в 1825 году. Таганрогский – в 1827 году.
Тобольский ведет свое летоисчисление с 1705 года. Прокопьевский недавно отметил 65-летие. Коми-Пермяцкий (город Кудымкар) начал свою работу в 1935 году.
Шахтерская драма
В прошлом сезоне на базе Новошахтинского драмтеатра проходила лаборатория по поддержке театров малых городов. В течение недели молодые режиссеры из Москвы ставили в эскизном виде современные российские и зарубежные пьесы, а затем на открытых показах зрители обсуждали увиденное и голосовали за те спектакли, которые они в дальнейшем хотели бы оставить в репертуаре. В день показа в театре собрались многие горожане. Подтянулись театральные деятели и критики из Ростова-на-Дону.
Настоятель монастыря пожаловал. Пришел на вечерний спектакль даже глава местных правоохранительных органов. Люди на обсуждениях благодарили, высказывали соображения, порой до крайности наивные, порой, напротив, весьма дельные и умные. Именно на этих обсуждениях посещало соображение, что вот оно и есть, то самое гражданское общество, о котором в столице без умолку трещат, но которым в Москве и не пахнет.
Артисты же, более половины из которых не имеют специального актерского образования, узнали свой звездный час.
А между тем директор и режиссер, фантастическая энтузиастка Светлана Сопова рассказывала, что театра в городе к этому времени уже могло и не быть. Один губернатор в самые тяжкие 1990-е годы поддерживал его, чем мог, зато следующий намеревался погубить. За хрупкими плечами этой смелой женщины – сплошная борьба за новошахтинскую драму.
Портрет города
Стоит оглянуться на предыдущий смотр города Лысьва или на последний по времени, проходивший в городке Балаково Саратовской области, чтобы понять специфику театральной жизни малых городов. Тут ведь бывает, что зрители и режиссер с актерами почти что родственники, связаны пуповиной общего менталитета, общего темпа и дыхания жизни.
Вот, например, спектакль в двух вечерах «Черный тополь» Минусинского театра, поставленный его главным режиссером Алексеем Песеговым. В сущности, «Черный тополь» – это еще одна история о театре малого города, ибо действие огромного романа времен соцреализма происходит в минусинских краях, охватывает при этом эпохи от коллективизации до послевоенной мирной жизни. В Минусинске нашлись зрители, чьи судьбы впрямую совпали с судьбами героев, и они ходят по нескольку раз смотреть спектакль про самих себя.
Молодые выпускники театральных вузов нынче охотно едут в глубинку и ставят все, что душе угодно, – классику, новую драму. Здесь, как правило, больше творческой свободы, а зрительская отдача несравнима с той, которую получают театры больших городов. На местном наречии В 1911 году в Чалтырской волости Ростовского округа области Войска Донского два сельских энтузиаста: учитель истории и фотограф – организовали драмкружок и сыграли первый спектакль «Пепо» классика армянской литературы Габриела Сундукяна.
С тех пор он и живет, без перерыва на исторические катаклизмы: его спектакли шли и в Гражданскую войну, и в Великую Отечественную.
Мясниковский народный театр (так он теперь именуется) последние 45 лет возглавляет режиссер Хачатур Хатламаджиян, окончивший Щукинское театральное училище, а художником, с чуть меньшим стажем – в 30 лет, работает выпускник Ростовского художественного училища Тигран Карташян. Все артисты – любители: учителя, специалисты сельского хозяйства, люди рабочих профессий, студенты, школьники. По-прежнему играют классиков армянской литературы, а также Мольера, Чехова, Брехта, пьесы местных авторов.
Театр всегда принадлежал местному Дому культуры, своих помещений для репетиций не имеет, а делит их с другими клубными коллективами. Случается, и в чьем-то гараже репетируют. Про так называемые постановочные говорить не приходится.
Художник проявляет чудеса изобретательности, перекраивая и перекрашивая старые декорации для новых спектаклей. Помогают спонсоры: как не уважить неунывающего столетнего ветерана!
Театр играет на двух языках (при этом, заметьте, – на местном наречии), не знает пустых залов, несколько раз в году дает свои спектакли в Ростове, куда – так же, как и в нынешний Мясниковский район, – более 200 лет назад Екатерина переселила крымских армян. Но не только городские армяне приходят на эти спектакли. Людмила Фрейдлин