Охота к перемене мест
Мария БАБАЛОВА Дмитрий БЕРТМАН готовится к кочевой жизни Самый маленький и амбициозный оперный театр Москвы всегда был передовиком производства, выдавая пять–семь новинок за сезон. «Геликон» так старался, что вопреки всем законам искусства количество премьер у него постепенно стало переходить в качество. Из незамысловатого студенческого баловства начали рождаться спектакли, способные претендовать на громкий успех. Но в прошлом году театр взял тайм-аут, показав одну-единственную премьеру – спектакль «Упавший с неба» по опере «Повесть о настоящем человеке» и кантате «Александр Невский» Прокофьева. Именно этим спектаклем 22 сентября открывается 16-й сезон «Геликона». А главной премьерой нового театрального года должна стать давно обещанная реконструкция особняка по Большой Никитской, 19.
Дата начала работ уже несколько раз переносилась. Сначала планировалось, что «Геликон» должен покинуть помещение 1 сентября . Потом эти сроки перенесли на 1 декабря, но и они оказались блефом.
Уже успешно пройдена комиссия по охране памятников и прочие бюрократические лабиринты, но вдруг кому-то стало мерещиться, что дому, где родилась Опера Зимина, где выступал Шаляпин, опера противопоказана.
В ми творчески простаивает не один театр?
– Это очень больной вопрос. Здесь у меня раздвоение личности. Как менеджер, я считаю, что существующее у нас «пожизненное» руководство театром – это не рентабельно и необходимо принимать самые радикальные меры.
Наверное, по европейскому типу, где существует ротация интендантов – руководителей театров, и, таким образом, нет «прикормленных» мест. А как режиссер, я думаю, что Россия – носительница уникальной художественной традиции авторского театра. И равнять ее под европейскую гребенку было бы огромной глупостью.
Ломать традиции – это модно сегодня. Хотя за театры, где нет театра, грех лежит на тех людях, которые занимают чужое место. Я понимаю, что наш театр молодой, а еще много не сделано для предыдущего поколения.
Но нам здание нужно не для того, чтобы сдавать в аренду. Планов у нас громадье. Обидно, если в очередной раз повторится извечная российская история: люди получают «свои» театры на склоне лет, когда у них уже просто нет сил творить…
– Когда вы планируете увидеть первый экскаватор во дворе «Геликона»?
– Если бы это зависело от меня, я сказал бы – вчера. Скорость работ будет зависеть только от московского бюджета. Я надеюсь все-таки увидеть строительную технику в нашем дворе под новый, . Еще хотим сделать московскую версию «Носа» Шостаковича к юбилею композитора. Очень трудно заниматься выпуском спектаклей, когда твое будущее от тебя не зависит. И пока в гости ездить придется чаще, чем бывать дома.
Зато когда мы построим свой дом, мы тоже будем много гостей приглашать. Мы 15 лет проработали не благодаря реальным условиям, а вопреки. И теперь очень ждем тех возможностей, которые подарит нам новое здание. Я против формулы, будто истинное творчество рождается в лишениях.
Состояние оперы в стране говорит об уровне интеллекта общества.