Оксана Ярмольник
Станьте другой хотя бы на один вечер!» Беседовала Наталья КИРСТА О театральном костюме можно говорить долго, и поверьте, не менее интересно, чем о режиссуре, замысле, игре артистов. Костюм такое же действующее лицо спектакля, можно сказать, партнер актера, который может помогать складывать образ, а может мешать.
Об образах в нашей жизни (не театральной), о том, как они влияют на человека, о моде и Новом годе «Театрал» побеседовал с художником по костюмам Оксаной ЯРМОЛЬНИК. – Оксана, можно ли сказать, что посредством костюма каждый человек в повседневной жизни пытается выстроить некоторый образ?
– Вряд ли это необходимо именно в повседневности. И далеко не каждому это доступно. Я не вижу, чтобы люди к этому стремились. Может быть, это и правильно. Образ, примеренный однажды, может стать навязчивым, начать раздражать.
Постоянно в образе только колоритные старушки: обязательно шляпка, яркая помада, много кофточек, сумочек и собачек. Но это картина скорее клиническая. Я думаю, речь может идти о формировании социальных типажей: успешный бизнесмен, богатая дама. Признаком принадлежности к конкретному слою становятся одежда определенных брендов, часы, аксессуары.
Я бы поговорила о стиле, а не об образах. Стилю научиться можно.
– Одеваясь в бутике определенной модной марки, ты точно будешь безупречен?
– Конечно, нет! Можно листать модные журналы, отсматривать фотосессии хороших фотографов, находить образы, вещи, их создающие на картинках, потом пытаться реализовать увиденное в реальной жизни. Это не просто. Нужно помнить о том, что в самых модных журналах самые модные фотографы все равно работают «на потребителя»: бренды рекламируют те вещи, которые они предполагают продать широким тиражом.
Эти вещи действительно покупают.
– Индустрия модного ширпотреба?
– Спрос диктует, что производить, произведенное рекламируется в модных журналах, идут продажи. Эти продажи формируют новый запрос. Конечно, высокая мода вбрасывает новые идеи, которые подхватываются производителями одежды, создаются тенденции, которым старается следовать уже большинство.
– Получается, что мы все тиражируем некий образ, навязываемый социумом?
– И в этом, как кажется, ограниченном пространстве можно быть интересным. Интересны вариации, если они создают стиль. Чтобы им обладать, нужно или иметь врожденное чутье, или просто родиться и воспитываться среди красивых вещей.
Можно же листать не только модные журналы, рекламирующие мейнстрим, можно посмотреть и альбомы Хельмута Ньютона: великий фотограф снимал не только рекламные фотосессии, его авторские фотографии могут рассказать настоящую историю моды, показать, что такое настоящий стиль.
– Альбомы Ньютона для массовой публики недоступны почти так же, как бутики Третьяковского проезда.
– Есть, в конце концов, Интернет, библиотеки, читальные залы. Информация о настоящей моде доступна.
– Между тем приближается Новый год. Корпоративные банкеты, дружеские вечеринки, карнавалы. Самое время поговорить не о моде как таковой, а об образах, которые люди создают себе на один вечер.
– В этот Новый год все оденутся, скорее всего, в собачек, волков, лисичек и прочих псовых. Меня уже спрашивают про прокат костюмов именно собачек. Как это неинтересно! Что за удовольствие одеться Снежной королевой или принцессой, да еще в костюм, который до тебя надевали десять человек?
Зачем обязательно быть мушкетерами и русалками? Очень кстати наш разговор про социальные типажи. Для чего организовываются корпоративные вечеринки?
Для эмоциональной разгрузки, для лучшего взаимопонимания внутри коллектива. Неужели все за год не устали от своих ролей? Почему бы не стать на вечер кем-нибудь другим? А если учесть, что костюм диктует стиль поведения, то вечеринка с таким необычным карнавалом может стать незабываемой.
К примеру, почему не одеться проституткой: яркая помада, чулки в сеточку, безумные каблуки, короткая юбка – не об этом ли мечтает тихий бухгалтер? А образ голливудской дивы 60-х годов – прекрасная «дольче вита»! Начальница в роли уборщицы, скромный менеджер, примеривший образ горячего «мачо». Представляете, как может быть интересно!
Можно внимательно посмотреть на наших эстрадных звезд, попытаться примерить их образ. Правда, сейчас они в своем большинстве похожи друг на друга и на публику, сидящую в зале, но все же есть люди яркие. Лолита Милявская, к примеру, очень колоритный образ. А Рената Литвинова – попробуйте продержаться в таком образе хотя бы полчаса!
Прекрасный костюм однажды сделала Катя Адабашьян (младшая дочь Александра Адабашьяна): она пришла на вечеринку в образе «соседки» – халат, тапочки, бигуди, на лице косметическая маска из свежих огурцов. Никаких затрат, зато остроумно и очень оригинально! Главное, чтобы все участники вечеринки хорошо договорились, что вечер будет именно костюмированный, определили тему.
Чтобы не получилось, как в «Дневниках Бриджит Джонс», когда она в виде «зайчика из «Плейбоя» прыгала среди «пастушек и викариев», не должны «проститутки» бродить среди «зайчиков и снежинок».