Оливковые маски Анны Тереховой
Аня Терехова — актриса в третьем поколении. Ее бабушка с дедушкой были драматическими актерами, отец — Сава Хашимов — болгарский актер, ну и, конечно, все знают Аню Терехову как дочь известной актрисы Маргариты Тереховой. В Театр Луны под руководством Сергея Проханова публика ходит на Аню Терехову в спектакле "Таис Сияющая".
Необыкновенно красивая пластика спектакля, изысканные костюмы главной героини делают спектакль аншлаговым уже несколько лет подряд.
— Аня, у вас была какая-то физическая подготовка до того, как вы начали играть Таис, или этот опыт вы приобрели уже в Театре Луны?
— Во-первых, в ГИТИСе были такие дисциплины, как сценическое движение и танец, и еще учась там, я начала работать в независимой труппе Аллы Сигаловой, выпускницы балетного училища имени Вагановой, и проработала пять лет. Там был ежедневный тренинг, балетный станок. Ну и, конечно, в театре систематически идут репетиции. Художественный руководитель театра Сергей Борисович Проханов строго следил за тем, чтобы все актрисы его труппы были худыми настолько, насколько это возможно.
Он, например, иногда, заглянув на репетицию, кидал мне замечание: "Тебе надо похудеть" или : "Все нормально".
— Вас не тяготит, что вы должны все время помнить о том, что вам нельзя поправляться, что вы не можете позволить себе расслабиться по этому поводу?
Конечно, это нелегко. К концу сезона накапливается физическая усталость. Но мне нравится эта роль.
— Зал в Театре Луны маленький, зрители рассматривают вас в упор. Как вам удается быть такой безупречной? И костюмы и фигура — не подкопаешься.
— У меня совсем не идеальная фигура, и я знаю все выгодные и невыгодные ее стороны. Но художник Яна Кремер создавала костюмы под меня, исходя из моих данных. Например, золотой корсет — это то, что мне очень идет. И Яна это сразу уловила.
Или, например, сцена, когда Таис рождается из раковины, как Афродита из морской пены — это идея Проханова — а на мне крошечный купальник, состоящий из одних блестящих перевязочек. Правда, это действие происходит в глубине сцены, так как режиссерская задача заключалась, прежде всего, в том, чтобы все это выглядело красиво и благородно. Когда мы ставили пластику спектакля, то отработали все движения, все повороты с такой тщательностью, чтобы смотреть на меня из зрительного зала было действительно приятно.
— У вас бывают колебания в весе?
— Да, особенно это заметно после затяжных праздников или посещения гостей, где вкусно кормят, или отпуска, но я не довожу до крайности, тут же принимаю меры, ограничиваю себя в еде.
— В чем именно?
— Прежде всего, в количестве еды и в сладком. Я, правда, не сластена, поэтому от сладкого отказываюсь легко. Отказываюсь от мяса и ем только рыбу и обезжиренные молочные продукты. Еще я очень люблю каши. Утро я всегда начинаю с овсяной каши с медом.
Варю гречку на пару, получается очень вкусно.
— Как-то трудно представить себе, что каша — это вкусно. Многие, например, совсем не выносят овсянку.
— Я знаю, но я люблю каши. Вот, например, каша из тыквы и пшенки. Она быстро и легко готовится. Тыкву порезать кубиками и опустить в горячее молоко, добавив сахар и соль по вкусу и немного сливочного масла.
Когда закипит, высыпать туда предварительно промытое пшено — кто не любит пшено, можно рис — и варить до готовности крупы. Я готовлю тыквенную кашу еще и с манной крупой.
— Аня, делаете ли вы дома гимнастику или предпочитаете заниматься в тренажерном зале?
— Делаю. У меня есть очень хороший комплекс упражнений под названием "катамахинский". Эту гимнастику в свое время придумал для моей мамы ее друг Александр Катамахин.
Очень эффективная гимнастика, особенно для проблемных зон женской фигуры. Я хожу и в тренажерный зал, и в бассейн, но не чаще одного раза или двух в неделю, нет времени. А гимнастику делаю и контрастный душ принимаю регулярно.
— Вы могли бы рассказать о гимнастике поподробнее?
— К сожалению, это невозможно, потому что эти упражнения очень сложные, их нужно обязательно показывать. Если что-то не поймешь и будешь делать неправильно, то не будет результата.
— Аня, вы сказали, что знаете все сильные и слабые стороны своей фигуры, а есть что-то, что вам в себе не нравится?
— Я этим уже переболела в юности. У меня был период, когда я не знала, что мне идет из одежды, какую прическу я должна носить и вместо того, чтобы носить волосы распущенными, что мне очень идет, я их зачесывала назад. Сейчас я уже хорошо себя изучила, знаю, как мне лучше выглядеть.
— Например, как вы составляете свой гардероб?
— Я одеваюсь у модельера Елены Мокашевой. Мне нравятся ее вещи тем, что их можно носить и в повседневности и, что называется, "на выход". У меня есть, например, кофточка от Лены, которая, если перевернуть, из обычной превращается в вечернюю.
Меня часто спрашивают, "от кого" я одеваюсь, видимо, я нашла свой стиль.
— А что лежит в вашей косметичке?
— Все необходимое. Я пользуюсь качественной дорогой импортной косметикой, но только для особых случаев. А уж во время отпуска я в косметичку даже не заглядываю. Конечно, есть кое-какие современные косметические средства, которые мне нравятся. Например, увлажняющий спрей для лица, летом он у меня всегда с собой. Мама, кстати, после умывания, чтобы не растянуть кожу и чтобы она не пересыхала, никогда не вытирала лицо.
Спрей в данном случае очень удобное изобретение.
— Аня, вторая ваша героиня из спектакля "Ночь нежна"больна шизофренией. Как вы можете играть эту роль, не навредив себе?
— Когда я готовилась играть Николь, то изучала это заболевание: читала специальную литературу, расспрашивала психологов, советовалась с мамой. Как-то раз мама, когда была еще студенткой театральной мастерской Юрия Завадского, подойдя в театре к Фаине Раневской, спросила: "Вы забываетесь на сцене?" — на что та, с присущим ей юмором, ответила: "Милочка, если бы я забывалась на сцене, я бы свалилась в оркестр".
Мне кажется, что у меня уже набрался определенный опыт, ведь я не первый сезон играю Николь, хотя мама все время напоминает мне, что быть довольной собой нельзя. Конечно, роли остаются внутри нас, ведь мы проживаем на сцене настоящую жизнь. Поэтому я не люблю после спектакля ходить куда-либо на люди, в компании.
На другой день после спектакля мне нужно посидеть в теплой ванне, отойти, что называется.
— Вам приходилось на сцене или в кино попадать в экстремальные ситуации?
— Например, когда мы с Николаем Добрыниным в фильме "Все то, о чем мы так долго мечтали" должны были играть любовную сцену на морском берегу и купаться, то Балтийское море, которое вообще-то не очень теплое, было просто ледяным. Репетируя роль Таис, я повредила коленный мениск. Меня оперировали.
Потом пришлось играть на уколах.
Вообще, пока я репетировала, столько посадила синяков, что их даже замазать не удавалось и приходилось так и играть. Сергей Борисович меня прозвал экстремальной женщиной из-за моего характера. Мне не удается в жизни спокойно плыть по течению — все время у меня какие-то ситуации, какие-то непредвиденные обстоятельства.
— Аня, вы, видимо, очень натренированны, потому что на протяжении всего спектакля "Таис Сияющая" выполняете сложные гимнастические трюки, а лицо у вас остается сухим и грим не течет?
— У меня очень хороший гример и профессиональный грим, очень важно также, как установлен свет. У меня тонкая кожа, я вообще легко краснею, и это учитывается.
— Известно, что спектакль сразу стал настолько популярен, особенно у мужской аудитории, что по сей день билетов не достать. У вас, наверное, много поклонников?
— Я слышала о том, что со мной кто-то хотел познакомиться, увидев меня в роли Таис, но ни одного такого случая не припомню. Видимо, мужчины в последний момент всегда готовы к отступлению.
— У вас были когда-нибудь вредные привычки, от которых вам нужно было избавляться?
— Нет. Например, я никогда не курила, даже во времена студенчества, когда все курят. Я рано стала матерью, еще на первом курсе, поэтому у меня автоматически выработалось бережное отношение себе.
Я берегу себя для сына и ради работы, конечно.
— Какие-то уроки красоты вы, наверное, получили от бабушки и мамы?
— Бабушка моя была полька, очень красивая. Она рано оставила сцену, потому что родилась я, и ей пришлось помогать моей маме меня растить. В бабушке много оставалось нерастраченной актерской энергии. Она очень хорошо танцевала и постоянно передо мной разыгрывала какие-то сцены из своих бывших спектаклей.
А играла бабушка только героинь. Мне было с ней очень интересно.
На ее примере, подрастая, я понимала, как важно следить не только за красотой лица, но и всего тела. Бабушка в старости очень хорошо выглядела. Я, когда стала подростком, начала сутулиться, и она иногда шутливо тыкала мне пальцем в спину между лопаток и говорила по-польски: "Выгни карк!"
Мама в обыденной жизни никогда не красилась и предпочитает до сих пор народные рецепты по уходу за лицом. И я от нее это переняла. Например, мама всю жизнь делала маску для лица из чуть подогретого оливкового масла.
У нее были приготовлены на этот случай специальные шелковые салфеточки с прорезями для глаз, носа и губ.
Эти салфеточки она смачивала в масле и накладывала на лицо. Я тоже делаю такую маску, она очень эффективна. Еще я делаю маску из овсянки.
Мама всегда мыла голову черным хлебом и ополаскивала травами.
Я в юности по глупости сожгла волосы всякими химиями и красками, теперь приходится их восстанавливать. Я тоже ополаскиваю волосы отваром ромашки или крапивы и делаю волосам маски из репейного масла. Это им очень полезно.
— Неужели у вас есть время на это?
— Не так уж трудно найти время для ухода за собой.
— Где вы проводите отпуск?
— На море. Я очень люблю море, но никогда не знаю достоверно, удастся ли туда поехать, потому что во время отпуска может быть какая-то работа: гастроли или киносъемки.
— Если вы до такой степени не принадлежите себе, то как вообще вы отдыхаете?
— Я могу лишь сказать, как было бы идеально для меня отдыхать. У нас никогда не было дачи. В детстве со мной на море ездила бабушка, или мама брала меня в киноэкспедицию.
Если бы у меня была дача, я бы с удовольствием проводила там время от времени два-три дня.
Больше я бы не выдержала, потому что, по большому счету, я люблю комфортабельный отдых, а на даче такого комфорта нет. Но все равно, когда мне приходится гостить на даче у друзей, я возвращаюсь в Москву другим человеком. Я очень люблю лес, люблю купаться в речке, ходить босиком по траве, а когда нет дачи, то ты всего этого лишена, а так хочется побыть на природе.
— Вы за рулем?
— Да, я хорошо вожу машину.
— А что вы умеете еще?
— Умею ездить верхом. Научилась этому еще в детстве, когда вместе с мамой была на съемках фильма "Три мушкетера". Очень хотелось бы оба этих своих качества применить в профессии, например, сыграть в каком-нибудь фильме роль, где нужно было бы делать трюки, и я сделала бы это без каскадера.
Наталия КОРНЕЕВА
«Женское здоровье»