Он и Она: летопись одиночества
На петербургской сцене представили спектакль по пьесе знаменитого азербайджанского драматурга Светлана РУХЛЯ Фото: baltic-house На малой сцене Театра-фестиваля «Балтийский Дом» появился спектакль по пьесе азербайджанского писателя и драматурга Эльчина «Убийца». В прочтении художественного руководителя финского театра «Black & White» Камрана Шахмардана история, заявленная как психологическая драма с детективным сюжетом, прозвучала как камерная мелодрама — пронзительная, глубоко личная и адресованная каждому зрителю.
Не менее погруженный в собственные мысли, чем сама героиня, заботливый и благородный как принц из волшебной сказки в начале, циничный и предельно жесткий – в финале, он впервые наполнит, сотканное из прошлого и несбывшегося бытие женщины подлинными чувствами и ощущениями.
Приглашение на роли соседской супружеской пары актеров-лилипутов Екатерины Чередник и Алексея Ингелевича еще больше подчеркивает иллюзорность переживаний героини, давно и прочно обосновавшейся в мире грез. Погруженное в черно-белую гамму сценическое пространство, геометрическая выверенность, наполняющих идеально-убранную комнату предметов, противопоставлены внутренней разбалансированности главных героев, находящихся, каждый по-своему, в затянувшемся психологическом ступоре.
Наталья Попова, которую всесоюзный зритель помнит кроткой падчерицей в ставшей классической экранизации пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» — актриса редкой естественности. Ее игра находится за гранью лицедейства, что позволяет Поповой держать публику в неослабевающем напряжении во время вложенных в уста ее героини длинных монологов. Старомодно-романтичная, жалкая и, ежевечерне, как когда-то в детстве, разговаривающая со «своей» звездой Она захлебывается в одиночестве, и чтобы не сойти с ума от тоски, перебирает как четки эпизоды из прошлого. Партнер Поповой Валерий Степанов выстраивает образ без излишней экзальтации, скупыми мазками и в несколько замедленном темпе.
Его герой инфернален и подчеркнуто замкнут. Истинная подоплека его поступков до времени неясна, что способствует сохранению интриги столь долго, сколько этого требует психологическая структура спектакля. Первая большая роль стала для Степанова (уроженца Феодосии, выпускника Петербургской академии театрального искусства) бесспорной победой.
Ну, а ирония судьбы и смысловой посыл «в зал» в том, что являясь полными антиподами и Он, и Она пытаются обрести устойчивость, выстраивая жизнь по единым лекалам. Он «прикрывает» неудачи из прошлого, выдумывая это самое прошлое. Она замещает утраченный смысл фантомами из сознания и подсознания, один из которых материализуется дождливым вечером, чтобы навсегда разбить невинную веру в «собственную» звезду.