Они все этого хотят, но не все могут

Михаэль Ханеке сделал это. Фолькер Шлендорф. Вернер Шрётер. Кристоф Шлингензиф.

Ларс фон Триер и Вим Вендерс попробовали было это сделать, но в последний момент не решились. Многие из их коллег по киноцеху, например оскароносный Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, вот-вот могут это сделать. Поставить оперу.

Лет пять-семь назад, когда люди кино с заметно повышенной активностью потянулись в оперу, все заговорили о «стирании граней», о том, что жанры сливаются, что «опера — это кино вчера», а «кино — это опера сегодня».

Всё ? глупости. Ничего не стирается и не сливается. Опера — это опера.

Кино — это кино. Это два разных мира. И обитатели одного из них не прочь переселиться в другой. По крайней мере на время — как из столицы вырываться на пару неделек на курорт.

Очевидно, что кухня звездного французского ресторана (или просто хорошего итальянца) лучше, чем «Макдоналдс» и шницель в пивной.

Поскольку успешные кинорежиссеры (а мы говорим именно о них) — люди состоятельные, они хорошо знают, как и где стоит питаться, знают толк в винах и видах Тосканы; знают, куда следует ездить в ноябре, а куда — в марте. Более чем естественно, что им хочется не только ходить в оперу, но и работать в опере, этом куда более изысканном жанре, чем их родное кино.

Протекает это с переменным успехом.

Есть примеры удачные. Например, «Дон Жуан» Михаэля Ханеке в Париже в , Триер отказался от постановки. Не устаю цитировать его прекрасный манифест, опубликованный вместо извинения:

«…все, что в "Кольце" есть действительно интересного, не может (!) быть увиденным. Из этого я делаю вывод, что "ультимативная" постановка должна происходить в полной темноте!

Мое предложение: “черный театр”. Или: инсценировка "обогащенной темноты".

…Но "черный театр" ? непростая вещь.

Потребовались бы тысячи и тысячи тщательно выверенных "световых указаний" ? не говоря уже о других сложностях, которые возникли при первой же попытке создать — и сохранить — "божественную темноту"…

Подобная инсценировка могла бы утратить любое значение и с грохотом провалиться в тартарары полной бессмысленности в результате первой же малейшей технической неточности, первой ошибки. Я не утверждаю, что осуществление такой постановки невозможно в принципе — но работа над ней для меня, человека, одержимого стремлением к перфекционизму, означала бы превращение моей жизни в ад.

Вагнер взял миф и создал из него миф, и, если кто этого боится, ? руки прочь, господа!»

Триеровское «руки прочь» обернулось для Байрейта большой организационной проблемой в , на который запланировано новое «Кольцо» и к тому же празднование поставит четыре спектакля ? и не как-нибудь.

Учитывая дефицит времени, это, скорее всего, будет оперный профессионал среднего ? младшего поколения: Кристофер Лой, Штефан Херхайм, Ян Филипп Глогер… Можно не гадать, через пару недель наступит ясность.

Пока она не наступила, можно напомнить еще об одном сватовстве: Флориана Хенкель фон Доннерсмарка. Лауреат «Оскара» за фильм «Жизнь других», выходец из буржуазно-аристократической семьи, он вынужден делать выбор между покорением Голливуда (пока протекающим не очень удачно) и постановкой «Кольца».

О своем намерении «сделать это» Доннерсмарк объявил сперва в Баден-Бадене ? весьма серьезном игроке оперного мира (здесь, к слову сказать, теперь будут проходить не только летние выезды маэстро Гергиева, но и пасхальные концерты Берлинского филармонического). Потом он вроде как отказал Баден-Бадену — возможно, не без задней мысли о Байрейте.

Словом, процесс идет, и поскольку противостоять ему невозможно, то надо приветствовать.

Уже упомянутый Патрис Шеро (в котором Байрейт, возможно, также видит одного из потенциальных спасителей) сформулировал в сравнительно недавнем интервью несколько правил для кинорежиссера, делающего первые шаги в опере: «Нельзя использовать кинообразы на оперной сцене. Это ничего не дает. Интимность оперы возникает совершенно иным образом, чем в кино. Если я говорю, что для меня не существует разницы между оперой, фильмом и театром, то я имею в виду лишь принципиальный подход к работе, не конкретные средства. Тут нет аналогов.

Также я никогда не стал бы снимать оперу в качестве фильма. Если я хочу снять фильм — я сниму фильм». ?

Анастасия Буцко, openspace

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *