Опасные дилетанты

Александр Калягин, председатель СТД РФ, народный артист РФ, художественный руководитель театра Et Cetera   Тема этого номера – «Театральное наследие». Вроде все понятно. Речь пойдет о документах, по которым пишется история театра. В каждом театре мы стараемся создать свой музей, в котором любовно собираем все фотографии, афиши, программки, буклеты, эскизы костюмов, макеты декораций, а теперь и заснятые на видео спектакли. А еще печемся о мемориальных музеях и квартирах, старинных театральных зданиях, которые мы сохраняем и даже вывешиваем на фасаде каждого из них табличку «Охраняется государством».

Наконец, у нас есть великолепное хранилище театральных реликвий – наш уникальный Бахрушинский музей. Есть письма и дневники, по которым мы изучаем исторические эпохи. И еще мы храним то, что не имеет материального воплощения, – театральные легенды, рождающиеся из историй, разговоров, закулисных сюжетов, которые передаются из уст в уста, от поколения к поколению.

Все это – театральное наследие, которое важно хранить и охранять от посягательств невежд и дилетантов. А их много, они размножаются с огромной скоростью – этакий муравейник на благодатной почве культуры. Они очень любят делать телевизионные передачи, писать для широкого читателя в самых разных изданиях статьи о русском театре, рассказывать о Станиславском или Вахтангове, рассуждать об Островском, не вникая в факты, иногда просто искажая их.

Но это материалы, которые публикуются хотя бы в непрофессиональных изданиях.

Каково же было мое удивление, когда в энциклопедии русского драматического театра я не нашел главы о Всеволоде Вишневском, которому 50 лет назад посвящали не одну страницу текста. Это же очень интересная и трагическая фигура в театральной истории, требующая сегодня переосмысления.

И я подумал, а кого мы потеряем в следующем выпуске энциклопедии, по каким принципам будет произведен новый отбор? Какие имена исчезнут вовсе? Можно про это не думать, но так недолго по миру пустить все свое наследство.

Я вспомнил про недавние баталии вокруг Института искусствознания. После публикации о «неэффективности» гуманитарных НИИ театральные ученые написали петицию президенту страны: «Остановите разгром гуманитарной науки!» Сегодня удалось его остановить, но что будет дальше?

Неужели о нынешнем дне будут судить по материалам глянцевых журналов? Или еще более фантасмагорическая картинка – каким-то чудом зафиксированное общение в фейсбуке станет документом, свидетельствующим о нашем времени.

Для сравнения – переписка Станиславского и Немировича-Данченко и «обмен мнениями» в виртуальном пространстве сегодняшних известных деятелей театра, некоего господина X c госпожой Y. Мог бы назвать имена и процитировать, но делать это, признаюсь, как-то неловко. Хорошо, что дуэли отменены, к барьеру пришлось бы вызывать через одного.

Или же артист, который, не стесняясь в выражениях, делится своими впечатлениями с широкой аудиторией о работе с режиссером. Режиссер отвечает, тоже не сильно себя сдерживая в оценках. Какая прекрасная иллюстрация творческого процесса, не правда ли? Хочу, чтобы меня правильно поняли: на репетициях возможны ссоры, конфликты, но почему они должны быть обнародованы?

Это та кухня, в которую не пускают посторонних, посторонним показывают то, что вместе приготовили и уже готово.

Мне мой коллега все время повторяет: «Берегите нервы, не заходите на фейсбук, все равно у вас не хватит времени все читать и отвечать каждому». Я и не участвую, не читаю. Но иногда все же приходится, обязан быть в курсе, приносят мне распечатку со всей этой вакханалией, и я поражаюсь, как часто многие высказывания безграмотны, как позорят себя их авторы. И действительно, приходит мысль, а зачем это все читать?

В театральное наследие это точно не войдет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *