Органный вечер с Хуаном де ля Рубья

театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»

7 декабря, суббота, 19.00
Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

Главный органист собора св. Сердца в Барселоне,
профессор Барселонской консерватории
Хуан де ля РУБЬЯ (Испания)

БАХ.
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Allabreve ре мажор, BWV 589
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Хоралы:
«Пробудитесь, зовет нас голос» (Wachet auf, ruft uns die Stimme), BWV 645
«Куда сбежать мне от грехов моих» (Wo soll ich fliehen hin), BWV 646
«Себя ли Господу вверяя» (Wer nur den lieben Gott lässt walten), BWV 647
ВАГНЕР. Заключительная сцена из оперы «Золото Рейна» («Вход богов в Валгаллу»)
ДЮРУФЛЕ. Сюита, соч. 5

Молодой испанский органист Хуан де ла Рубья учился на родине, затем в Берлине и в Тулузе. Поворотным пунктом его карьеры стало получение Первой национальной премии на Конкурсе молодых музыкантов Испании в 2002 году, открывшей ему двери концертных залов Европы.
Хуан де ла Рубья неоднократно выступал и в России, в Москве и Санкт-Петербурге. Почетное право впервые открыть  новый орган  было предоставлено музыканту в соборах и залах Тенерифе, Кастейоне, Гран-Канариа, Мадриде и Пальме-де-Майорка. Наиболее интересными признают знатоки исполнения Хуаном де ла Рубья произведений Баха и композиторов-романтиков.

Орган — один из самых древних музыкальных инструментов. Информация о нем содержится в доисторических памятниках — считается, что он был изобретен в Египте. Впрочем, первые органы были маленькими, переносными.

Звук в них регулировался путем сжатия воздуха при помощи давления воды. Такие органы состояли из 8-12 труб, имели квадратные клавиши.  По ним били кулаком или локтем. Со временем органы видоизменялись: в Х веке они  имели более 400 труб и два мануала, так называется органная клавиатура. Своего расцвета  органное творчество достигло  в XVII веке, в эпоху барокко,  когда творили великие немецкие композиторы Пахельбель, Бах, Букстехуде. Для органа писали сочинения не только  церковные, но и светские.

В моду тех  лет  вошли уличные органы: «со многими странностями и разнообразными голосами», игрушечные органы, органы с трубами из бумаги, золота и серебра, бамбука, стекла, «органы – чудовища» и т.д.

Иоганн Себастиан Бах имел славу непревзойденного импровизатора. Однако он оставил много томов сочинений для органа, в то время как при жизни его была опубликована только одна Прелюдия и фуга. Орган для Баха был формой проповеди, общения с многочисленными слушателями, поэтому его органную музыку отличает  масштабность, пышность, торжественность, риторика,   объемность музыкальных образов.

В каком-то смысле эти эпитеты могут быть применены и к музыке Рихарда Вагнера, обработку заключительной сцены  из оперы «Золото Рейна» которого исполнит в этот вечер Хуан де ла Рубья. Завершит концерт Сюита Мориса Дюруфле, французского композитора, первая половина жизни которого пришлась на конец XIX, а вторая — на начало ХХ века.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *