Откровения Мэтью Траслера
В Брюсселе прошел концерт молодого британского скрипача Мэтью Траслера (Matthew Trusler). На инструменте Стардивари 1711 года и со смычком легендарного Яши Хейфеца, как дотошно указывает программа концерта, музыкант исполнил концерт Бриттена для скрипки с Симфоническим оркестром Фландрии под управлением маэстро Сейкио Кима.
Интерпретация Траслером этого опуса оказалась захватывающей и притягательной.
Будучи от природы очевидным интровертом, молодой скрипач не выворачивает на сцене душу во время исполнения, как можно было бы предположить, но словно уводит, затягивает в свой потаённый внутренний мир слушателей.
С полузакрытыми глазами, сливаясь с инструментом, срастаясь с ним, с точнейшей нюансировкой он исполняет музыку, идеально следуя тексту, и создает звучащее, завораживающее медитативное пространство. Даже при скерцозной второй части опуса Бриттена главными остаются части, обрамляющие её: Moderato con moto и Passacaglia. Несмотря на высокие позиции и филигранные дробления нот в высоких октавах, смысл послания воспринимается как De Profundis…
Глубокая трагичность исполнения, вероятно, не случайна.
Пять лет назад Мэтью Траслер потерял новорожденного сына Ленни, умершего от редкой болезни почек. С тех пор скрипач с женой основали фонд Lenny Trusler Children’s Foundation, призванный помогать новорожденным детям с тяжелыми заболеваниями. На это более чем благородное дело идет значительная часть концертных доходов скрипача и средства от записывемых им дисков. Кстати, и запись этого концерта должна войти в диск, предназначенный для детской аудитории, с предполагаемым названием «Сказочные истории и танцы гоблинов»: как удастся подать трагичное звучание концерта Бриттена как музыку гоблинов, я не представляю, но организаторам виднее.
Кроме того оркестром Фландрии также были исполены в этот вечер «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и Пятая симфония Сибелиуса.