Открытие гастролей Мариинского балета в Лондоне
25 июля блестяще открылись гастроли Мариинского балета в Лондоне, приуроченные к 50-летию первого приезда театра в столицу Великобритании.
На сцене Ковент-Гардена с 25 по 28 июля театр показывает «Лебединое озеро» в хореографической версии Константина Сергеева, созданного на основе спектакля Мариуса Петипа — Льва Иванова.
Клемент Крисп в «Financial Times» присудил спектаклю 5 звезд и признался в своей любви к Мариинскому театру. Достоинствами спектакля он считает «саму труппу как танцевальный ансамбль: элегантность средств, благородство выражения и исторический резонанс, определяющий каждый шаг, каждый драматический поворот — это результат многолетних размышлений, вдохновения и благоговения перед искусством, которое этот балет прославляет». Крисп открыто заявляет: «Я словно пишу любовное письмо, а не критическую рецензию на спектакль, за которую я несу ответственность перед читателями газеты.
Но само выступление Мариинки диктует мне способ выражения характерных особенностей «Лебединого озера» и всей балетной труппы – ведь когда мы видим лучшее, мы должны его любить». По утверждению критика, «Ульяна Лопаткина в партии Одетты/Одиллии предложила сияющую смыслом интерпретацию. Движения вторят голосу музыки». Ее танец наполнен «изысканной, удлиненной грацией».
Лопаткина стала сердцем этой великолепной постановки. Кроме того, автор рецензии отмечает «прочувствованное исполнение» партии Зигфрида Данилой Корсунцевым, а также выступление Максима Зюзина в «элегантном» трио в первой картине.
Марк Монахан в рецензии для «The Telegraph» утверждает: «Гранд дама Мариинки Ульяна Лопаткина действительно необыкновенна в «Лебедином озере», показанном на сцене Ковент-Гарден». Артистка «завершала каждое протяженное движение рук таким сильным порывом, что казалось, будто она пронзает воздух».
По мнению Монахана, «открытие гастролей доставило огромное удовольствие», благодаря кордебалету, который на протяжении всего третьего акта поражал «невозмутимой синхронностью», «с достоинством и сдержанностью демонстрируя традиционные качества Мариинки – благородство линий и лирическую грацию, которые до сих пор являются блестящий изюминкой для поклонников балета».
Четыре звезды спектаклю присудила лондонская «Evening Standard». Сара Фратер пишет: «Большинство балетных коллективов довольно хорошо исполняют «Лебединое озеро», но Мариинка возносит его в совершенно иную высоту, с идеально выстроенными рядами танцовщиц, мягких лебедушек, движущихся с гипнотической гармонией».
За счет удивительной «гибкости движений» руки Лопаткиной «кажутся бескостными». Автор также выделяет Андрея Ермакова, который «изобразил злого чародея Ротбарта как серьезную угрозу».
Зое Андерсон в статье для «Independent» замечает: «Постановка Константина Сергеева 1950 года – ясная и не загроможденная… Это не драматическое «Лебединое озеро»: труппа танцует без нервозности, а с безмятежной рафинированностью». Про коллектив критик говорит, что «это, вне всяких сомнений, одна из самых главных балетных компаний в мире».
Из солистов выделяет Ульяну Лопаткину и Данилу Корсунцева, а также Алексея Недвигу в партии Шута, который «получает удовольствие от исполнения своей не особенно обаятельной роли, в умеренно-насмешливой манере».
Джудит Макрелл на страницах «Guardian» называет Лопаткину, выступившую в двойном образе Одетты/Одиллии, единственной балериной на планете, обладающей такой пластикой. «Есть моменты, когда испытываешь электрошок от ее гениального исполнения», и для многих ее Одетта остается идеалом. А сам спектакль Макрелл считает визитной карточкой Мариинки.
Спектакли «Лебединого озера» будут даны также 6 и 8 августа.
Гастроли продлятся до 13 августа. Впереди — британская премьера «Анны Карениной» в хореографии Алексея Ратманского. В рамках тура также будут показаны: классические балеты «Баядерка» и «Дон Кихот»; «Шопениана», «Шехеразада» и «Жар-птица» М. Фокина; «Шотландская симфония» и «Фортепианный концерт N 2 (Ballet Imperial)» Дж. Баланчина, и «В ночи» Дж. Роббинса.
Пресс-клиппинг предоставлен пресс-службой Мариинского театра