Памятный вечер ко дню рождения Рудольфа Нуриева

театр «Комиссаржевской В.Ф. театр»

15 марта (19.00) на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской –
«НЕПОКОРЕННЫЙ НУРЕЕВ» (ко дню рождения Рудольфа Нуреева)

16 июня 1961 года мир потрясла сенсация – ведущий танцовщик Кировского театра Рудольф Нуреев не вернулся из парижских гастролей в СССР.

Памятный вечер ко дню рождения Рудольфа Нуриева Иностранные газеты пестрели заголовками: «Звезда балета и драма в аэропорту Ле-Бурже», «Прыжок в свободу».

Режиссер вечера и автор идеи — Ольга Обуховская
I часть – спектакль «ПРЫЖОК В СВОБОДУ» (с участием звезд балета, а также актера Сергея Янковского). Спектакль о детстве, юности и первом успехе Р.Нуреева

II часть – ГАЛА-КОНЦЕРТ (с участием народной артистки России Юлии Махалиной,  заслуженный артист России, народный артист Карелии Валерий Михайловский и артисты Мужского балета Валерия Михайловского.
О Нурееве вспомнят: народный артист России, лауреат Государственной Премии Олег Виноградов и друг Рудольфа Нуреева Владимир Рэн (Франция). II часть посвящена жизни танцовщика на Западе.

Также будут представлены фрагменты фильма «Неизвестный Рудольф Нуреев», снятый Владимиром Рэном.

Памятный вечер создан по материалам автобиографии Рудольфа Нуреева, в которой он рассказывает о своей жизни до эмиграции. Зрители увидят разного Нуреева – одинокого мальчика из эвакуированной семьи, дерзкого студента хореографического училища, уверенного в себе мастера. Это удивительный синтез театрального и балетного искусства.

Роль гениального танцовщика исполнил молодой питерский актер Сергей Янковский. За эту роль он был удостоен специальной премии на театральном фестивале «Амурская осень». Балетное сопровождение каждый раз меняется: в проекте принимали участие Илзе Лиепа, Анастасия Волочкова, Адриан Фадеев и другие.

В этом проекте примут участие народная артистка России Юлия Махалина, заслуженный артист России, народный артист Карелии Валерий Михайловский и артисты Мужского балета Валерия Михайловского.

Рудольф Нуреев – один из величайших танцовщиков, создавший свой, неповторимый жесткий и страстный стиль в балете. Один из тех, чьё мужское начало оказалось сильнее установленных стереотипов, чье свободное мышление преодолело принадлежность к какой-либо одной стране или национальности. Рудольф Нуреев – танцовщик мира. Созданные им образы до сих пор воссоздаются в балетах разных стран.

Именно ему удалось преодолеть традицию и перевести «манекенную» функцию мужских партий в самостоятельный творческий образ. Его жизнь, как и всё его творчество, оказалось вечной борьбой с традициями, стереотипами и «клише». И Нуреев, один из немногих, смог, не ломая традиций, создать новое дыхание, новый международный балет, перенеся русские балетные традицию, русскую классику на западную сцену.

Он  стремительно взлетел к славе лучшего танцовщика мира, пропагандируя славу и величие русской балетной школы. Его партнерство с блистательной Марго Фонтейн привлекало в ряды балетоманов тысячи абсолютно далеких прежде от балета людей по всему миру. Он принес на лучшие мировые сцены возрождение балетной классики. Многие молодые труппы благодаря сотрудничеству с ним получили необходимую рекламу и долгожданные средства, талантливые танцовщики – шанс показать себя минуя строгую балетную иерархию.

А советская родина, не в силах воспрепятствовать оглушительному успеху бывшего подданного, привычно солгала в 1963 году в паре-тройке газетных заметок, что «презренный изменник Родины», «самый дерзкий дезертир» «деградирует как танцовщик», что «интерес к перебежчику начал угасать». Он был заочно осужден и приговорен к 7 годам лишения свободы за измену Родине и вычеркнут из памяти соотечественников на долгих 30 лет. Лишь спустя почти шесть лет после смерти Рудольфа Нуреева Генпрокуратура отменила решение судебной коллегии по уголовным делам Ленинграда. Изучив уголовное дело № 50888, сотрудники прокуратуры пришли к выводу: Нуреев не предавал Родину и не выдавал государственные и военные тайны.

Нуреев Рудольф Хамитович реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ на основании п.а ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года».

«Мне претят жесткие рамки, я изо всех сил стараюсь найти новые возможности, развить разные стороны моей натуры, открыть, в чем состоит ее сущность. Поэтому я не вернулся в Россию. Я чувствовал настоятельную потребность разбить окружавшую меня скорлупу, искать, пробовать, исследовать. Я хочу, подобно слепому, попробовать на ощупь все, что меня окружает. … Я хочу иметь возможность работать повсюду – в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио и, разумеется, самом, на мой вкус, прекрасном из театров – сине-серебряном Кировском в Ленинграде. Мне двадцать четыре года.

Я не желаю, чтобы кто-то решал за меня мое будущее, определял, в каком направлении мне «следует» развиваться. Я попробую дойти до этого самостоятельно. Вот что я понимаю под словом «свобода». (Р.Нуреев)

Из биографии:

Нуреев Рудольф Хаметович (тат.Рудольф Хмит улы Нуриев)  — советский и британский артист балета. Родился 17 марта 1938 г. в Иркутске. Эмигрировал из СССР в 1961 году.

Умер 6 января 1993 г. в Париже.
Кавалер ордена Почётного легиона, Командор ордена искусств и литературы.

Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой. Имеет татарско-башкирское происхождение. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище.

После его окончания в 1958 году Нуреев стал солистом балета театра имени С. М. Кирова (в настоящее время —Мариинский театр). 16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем».

Вскоре Нуреев начал работать в Королевском балете в Лондоне, став мировой знаменитостью. Получил австрийское гражданство. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром великой английской балерины Марго Фонтейн. Выступал по всему миру (в Европе, США, Японии, Австралии и т. д.), работая очень интенсивно.

Считается, что Рудольф Нуреев полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете.

С 1983 по 1989 гг. Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера.  Не раз выступал на одной сцене с Ивет Шовире, ему принадлежит «открытие» Сильвии Гиллем. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты. В последние годы жизни выступал как дирижёр. В ноябре 1987 года впервые приехал в СССР, в Уфу, на двое суток, для встречи с умирающей матерью.

С 1991 года начал пробовать себя как дирижер. Выступал с симфоническими оркестрами, дирижировал балетами во многих городах мира, в том числе — в мае 1992 года в Казани.
Скончался 6 января 1993 года недалеко от Парижа. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Танцевал ведущие партии в спектаклях: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Маргарита и Арман», «Баядерка», «Раймонда», «Жизель», «Дон Кихот», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Сильфида», «Петрушка», «Видение Розы», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна», «Аполлон Мусагет», «Юноша и смерть», «Блудный сын», «Федра», «Потерянный рай», «Сильфиды», «Гамлет», «Золушка», «Интермедия», «Лунный Пьеро», «Люцифер», «Идиот», «Ореол», «Песни странствующего подмастерья», «Весна священная», «Павана мавра», «Темный дом», «Урок», «Ночное путешествие», «Алая буква» и др.
Участвовал в фильмах: «Я – танцовщик» (1972), «Маппет-шоу» (1977), «Валентино» (1977), «На виду» (1983).
Постановки: «Раймонда», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Танкред», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Манфред», «Буря», Washington Square, Сюита Баха, «Золушка», Баядерка»

«Я и ныне, и тогда в мгновения, когда меня настигала невольная охота поразмышлять о моем друге, не смог бы сравнить его с конкретным лицом. Но сегодня я думаю о нем как о древнем тюркском воине, покорителе земель, основателе держав и цивилизаций, могучих и грозных при жизни сюзерена и вмиг распадающихся с его смертью. Черты и качества энтузиаста и завоевателя буквально выпирали в нем, наделяя его в минуты возбуждения ярким атлетизмом, придавая его юному лицу одухотворенное выражение, несущее и опыт жизни, и размышления о ней» (А.Бикчурин).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *