Перестройка закончилась
После длительной реконструкции открылся Театр наций Елена РЫЖОВА Художник Александр Боровский в обновленном пространстве зрительного зала Фото: Анатолий Морковкин Новый сезон коллектив столичного Театра наций под руководством Евгения Миронова начнет в обновленном здании, многолетняя реконструкция которого недавно завершилась.
Предприятие Федора Корша пользовалось огромным успехом у публики, однако было расформировано в 1933 году, а в здании разместился филиал МХАТа. Свое нынешнее название Государственный Театр наций получил в 1991 году, а спустя два года ему было передано находящееся в плачевном состоянии и закрытое на реконструкцию здание бывшего Театра Корша.
Как рассказал Евгений Миронов, став в 2006 году худруком Театра наций, он «сразу же понял объем катастрофы»: «Здание выглядело так, как будто на него бомба упала». Для начала необходимо было поменять проект «реставрации с элементами реконструкции». «Мы поставили перед собой задачу сделать такой театр, какой нам хочется», – отметил Миронов. Строительство идеального театра заняло больше 4 с половиной лет – только на согласование необходимых документов ушло несколько месяцев, поскольку доставшееся Театру наций здание является памятником, архитектуру которого нельзя нарушать.
Причем порой ситуация доходила до абсурда.
Однако, преодолев многочисленные бюрократические препоны, в итоге был заново отстроен подвальный этаж, где расположились уборные и гардероб, которого до этого в театре вообще не было. В пристройке разместилась малая сцена и два полноценных репетиционных зала. Как отметил Миронов, строительство малой сцены для экспериментов было принципиальным шагом: «Без места для молодежи никакой современный театр функционировать не может».
Кроме того, стояла задача, как подчеркнул худрук, «гармонизировать внешний облик здания с внутренним убранством, соединив историю знаменитого Театра Корша с сегодняшним днем Театра наций».
Реставрационными и дизайнерскими работами руководил театральный художник Александр Боровский, который оформил интерьер в лаконичном стиле (этим, кстати, отличаются работы Боровского, который курировал, в частности, Студию театрального искусства и Театральный центр имени Мейерхольда). В ходе работ сократилось число посадочных мест в зрительном зале: вместо 1065 их осталось около 600. Кстати, оригинальный вид стульев удалось восстановить по единственному уцелевшему креслу, которое спас Боровский.
В техническом плане Театр наций оборудован по последнему слову техники. Помимо современного звукового и светового оборудования, театр обзавелся сценой-трансформером, которая способна воплотить самые смелые творческие фантазии режиссеров.
«Помимо строительства здания, перед нами стояла не менее важная задача построить театр изнутри, – сказал Евгений Миронов. – Мы замахнулись на то, чтобы сформулировать новую структуру. Работая практически в военном режиме, мы репетировали, играли, ни на день не прекращая нашу творческую жизнь. И за это время была сформулирована концепция Театра наций, как нового типа открытого театрального пространства с несколькими направлениями, театра без труппы, с постановками знаменитых режиссеров, с экспериментальным центром для молодых режиссеров, с фестивальным центром – как международным, так и региональным».
Первой премьерой, выпущенной Театром наций в собственных стенах, станет постановка Андрея Могучего «Circo Ambulante» с Лией Ахеджаковой и Альбертом Филозовым в главных ролях.