Пиратские разборки
«Корсар» в Михайловском театре Борис ТАРАСОВ Михайловский театр определенно решил радовать зрителей, пусть задорого, но – радовать. На сцене появилась первая постановка балетмейстера Фаруха Рузиматова – яркий и жизнеутверждающий «Корсар».
Оговорюсь сразу – Рузиматов не балетмейстер, он – художественный руководитель балета Михайловского театра. Как известно, хореография «Корсара» принадлежит Мариусу Петипа и фрагментами – Жюлю Перро. В 1955 году за реконструкцию балета взялся Петр Гусев, премьера прошла на сцене Малого театра (ныне – Михайловского).
В 1993 году Николай Боярчиков бережно возобновил спектакль. Незадолго до смерти, в 1987 году, Гусев начал переносить свою редакцию в Кировский театр, но не успел. Постановку закончил Олег Виноградов.
Этот «Корсар» на долгие годы был признан образом, «казенкой», как говорят балетные. Он и по сей день идет в Мариинке.
В премьере 1987 года участвовал и Фарух Рузиматов, партия Али стала его визитной карточкой. Поэтому когда из Михайловского театра изгнали легендарного балетмейстера Боярчикова, уничтожили почти все его оригинальные постановки (выжил только «Щелкунчик») и сняли с афиш возобновленной им классики его фамилию, Рузиматов решил начать свою постановочную деятельность именно с хорошо знакомого «Корсара». Не мудрствуя лукаво, он перенес «казенную» версию на михайловскую сцену, подкорректировав с помощниками детали.
О помощниках следует сказать особо, ибо вся хореографическая часть постановки – их рук дело. Тонкий стилист и знаток классического наследия Никита Долгушин назван в афише консультантом. На деле, думаю, что именно он осуществил редакцию хореографического текста, тщательно очищая его от позднейших напластований и виртуозно подгоняя под требования современной техники – чувствуется рука мастера. Новые танцы в спектакле поставил печально известный своим ложнопафосным «Спартаком» Георгий Ковтун.
Счастье, что новинок всего две – танец палестинских невольниц и танец алжирских невольников, так как дежавю тем, кто видел массовые пляски в «Спартаке», обеспечено.
Оформлять праздник жизни байронических корсаров (не без влияния неизбежных «Пиратов Карибского моря») был призван хорошо известный Валерий Левенталь. Художник великолепно справился с задачей, потрафив имперско-коммерческому размаху насыщенностью и яркостью красок, блеском и пышностью, но остался верен себе, найдя место и для своей фирменной прозрачности и «акварельной» живописи.
Казалось, что в буйстве красок и масштабной помпезности может потеряться главное в этом балете – незамысловатый романтический сюжет и роскошные танцы героев. Но благодаря достойному похвалы мастерству артистов Михайловского театра этого не произошло.
Главной героиней праздника стала, несомненно, прима-балерина театра Ирина Перрен, ее Медора стала центром спектакля. Блестящая танцовщица продемонстрировала не только отличную технику и умение «вкусно» и разнообразно подать любую вариацию, но и удивительную актерскую выразительность. Немногие балерины способны на «крупный план», прерогативу киноактеров.
Ирина Перрен одна из тех, кто «останавливает мгновение» взглядом, который скажет о ее героине больше, чем весь спектакль.
Под стать виртуозности Ирины Перрен был танец ее партнера по па де труа Али, в исполнении приглашенного солиста Виктора Ищука. Второй партнер, собственно главный персонаж балета – Конрад Артема Пыхачова лишь по облику (а-ля Джонни Депп) напоминал премьера. Танцы его, увы, разочаровали. Гораздо ярче и интереснее был второй корсар – злодей Бирбанто Андрея Касьяненко.
Прекрасный (в недавнем прошлом) солист Театра Эйфмана не затерялся и на классической сцене.
В финале балета, по замыслу постановщика Фаруха Рузиматова, две пары героев находят свое счастье и отправляются в путешествие на живописном кораблике (очевидно, в свадебное?), что, несомненно, соответствует концепции всеобщего праздника. Смущает не вписывающееся в концепцию стихийное братание оставшихся на берегу бесхозных корсаров, невольниц и невольников. Впрочем, не только это…