Пять музыкальных вечеров для Ростроповича

Вообще-то вечеров было семь, ведь Первый международный фестиваль, прошедший в Москве с 27 марта по 2 апреля так и назывался – «Неделя Мстислава Ростроповича». Однако в невероятно насыщенной и разнообразной суете столичной музыкальной жизни стремление посетить все семь фестивальных мероприятий неминуемо натыкалось на дилемму поистине «драматического» выбора – что предпочесть, ибо одновременное нахождение в двух разных точках пространства, как известно, выходит за пределы человеческой природы…

Так, для автора этих строк за рамками посещения осознанно остался последний концерт фестиваля.

Пять музыкальных вечеров для Ростроповича

Напротив, желание пойти в один из его дней на концертное исполнение оперы Верди «Отелло» с легкостью отбросило все остальные. Правда, вместо ярких художественных впечатлений этот проект принес лишь досадное разочарование – в гораздо большей степени неожиданное, чем ожидаемое. Сложилась та патовая ситуация, когда не реализованные на должном качественном уровне музыкальные достоинства хрестоматийной партитуры стали заложниками исполнителей (это касалось и хора, и оркестра, и солистов, и дирижера – персоналии и названия коллективов в данном случае не так уж и важны).

Единственное счастливое исключение – американское сопрано Мишель Крайдер, чье без преувеличения потрясающее проведение сцены Дездемоны в четвертом акте принесло в конце концов долгожданное «примирение с действительностью».

В этой ситуации отчасти и критик становится заложником момента, ибо обсуждаемый фестиваль – не просто музыкальный марафон, каких в столице явный переизбыток, а фестиваль-посвящение памяти величайшего музыканта XX века, фестиваль, появление которого на московской афише лишним и несвоевременным не назовешь уж точно! Наоборот, подобного рода музыкальные события с четко продуманной и выстроенной репертуарной политикой очень даже нужны Москве, городу, о котором сам маэстро Ростропович говорил, что ни один город мира он не любил так, как этот…

Итак, пять вечеров… Пять вдохновенных музыкальных вечеров для Мстислава Ростроповича… Пять незабываемых диалогов души с музыкальной душой Маэстро, который часто любил повторять, что между рождением и смертью существует только Музыка…

Первый международный фестиваль «Неделя Мстислава Ростроповича» состоялся благодаря совместной инициативе Мэра Москвы Ю.М. Лужкова, Правительства Москвы, Департамента культуры Москвы и московского Фонда культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича, который после смерти Маэстро возглавляет его дочь О.М. Ростропович. Она же является и художественным руководителем фестиваля.

Временные рамки его проведения выбраны не случайно: день открытия смотра 27 марта – это еще и день рождения всемирно известного музыканта. “Составляя программу, – поясняет свой замысел Ольга Ростропович, – я хотела, чтобы Первый международный фестиваль «Неделя Мстислава Ростроповича в Москве» стал, с одной стороны, подарком городу от Маэстро, поскольку в рамках фестиваля будут выступления его близких друзей – блистательных музыкантов, прозвучат любимые им произведения, будут, конечно, и сюрпризы, которые он обожал, – концерты тех солистов и коллективов, которые выступят в Москве впервые. А с другой стороны, это будет и подарок самому Маэстро, для которого любовь и внимание московской публики всегда были особенно значимыми и важными”.

В локальной географии фестиваля – три московские площадки. Четыре концерта прошли на сцене Колонного зала Дома Союзов, два – на сцене Большого зала консерватории и один – на сцене Международного Дома музыки. Но есть еще одна базовая «стратегическая» площадка, где располагается штаб-квартира Фонда культурных и гуманитарных программ М.Л.

Ростроповича и куда сходятся все организационные и творческие нити фестиваля – Центр оперного пения Галины Вишневской. В «нулевой» день 26 марта, накануне официального открытия, здесь состоялась фестивальная презентация. В ее рамках прошла премьера документального фильма «Дружба титанов.

Ростропович и Шостакович» (режиссер – М. Мамедов), основу которого составили архивные съемки Д.Д. Шостаковича и записи репетиций и интервью М.Л. Ростроповича в последние годы жизни.

Сегодня для живущих в XXI веке они представляют огромную историко-музыковедческую ценность – и этот фильм стал добрым знамением всей фестивальной недели, в течение которой душа Маэстро, казалось, вопреки незыблемым законам христианского мироустройства всё же пребывала на Земле, на время спустившись с Небес.

На открытии фестиваля планку его качества в целом достаточно высоко поднял и два дня подряд удерживал Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, за дирижерским пультом которого стоял Юрий Темирканов.

Визиты этого легендарного коллектива в Москву нечасты, но благодаря нынешнему фестивалю московская публика смогла получить «внеплановый» праздник. Безусловно, Заслуженный коллектив уже не тот, что был раньше, да и сам маэстро Темирканов уже не тот, однако на этот раз монументально выверенные интерпретации Пятых симфоний Шостаковича и Прокофьева, прозвучавшие интонационно насыщенно и динамически ярко, заставили признать: есть еще порох в пороховницах! Струнная группа оркестра по-прежнему замечательна, вполне на уровне и деревянные духовые, однако с медью иногда случались проколы, к счастью, не очень досадные!

Досадный прокол от начала и до конца обнаружился с увертюрой к «Севильскому цирюльнику» Россини: по иронии судьбы это был первый номер первого дня фестиваля.

Его можно было отнести просто к дежурному музицированию, но никак не к творческому достижению. Однако последовавшая за ним совершенно роскошная интерпретация Виолончельного концерта Шумана безоговорочно заставила забыть о неудачном начале вечера. Звуки инструмента француза Ксавье Филлипса, теплые и глубокие, чувственные и мягкие, подарили слушателям одну из изысканно благородных и виртуозно раскрепощенных интерпретаций шумановского шедевра. Под стать ему и оркестровый аккомпанемент маэстро Темирканова был точен и необычайно рафинирован. Напротив, солист второго дня Борис Белкин во Втором скрипичном концерте Прокофьева, очень тяжело и напористо пробираясь к финалу, всё время заставлял думать лишь о технических проблемах исполнения этой сложной, с большими усилиями ложащейся на слух партитуры.

Естественно, что в Симфонической сюите из прокофьевских «Апельсинов» музыкального демократизма и бурлящей жизненной энергии, по сравнению со Вторым скрипичным концертом, несравненно больше, поэтому существенно большее впечатление произвела и ее оркестровая интерпретация.

Четвертый фестивальный день был отдан Государственному симфоническому оркестру «Новая Россия», художественным руководителем и главным дирижером которого является Юрий Башмет, однако на сей раз российский мэтр уступил место за дирижерским пультом Дмитрию Юровскому, самому младшему из знаменитой дирижерской династии Юровских, но, с точки зрения достигнутых вершин в музыке, далеко не последнему. Знаменательно, что именно благодаря фестивалю наш бывший соотечественник (1979 года рождения) впервые дирижирует концертом в Москве после отъезда семьи в Германию. И хотя Дмитрию Юровскому достался весьма и весьма проблемный симфонический оркестр, озарение дирижерского гения музыканта всё же не замедлило обрести свои «осязаемые» слуховые очертания. Конечно, в отношении увертюры к «Вольному стрелку» Вебера, партитуры изысканно тонкой и классически монументальной, с этим оркестром ему пришлось несладко: музыкальный каркас был выстроен, но с нюансировкой и акцентами в полной мере не сложилось.

Зато интерпретацию более плотной по фактуре и более «выпуклой» в отношении звучностей музыки Рихарда Штрауса, принадлежащей уже XX веку, Симфоническую сюиту из оперы «Кавалер розы», с полной уверенностью можно было засчитать в разряд творческих достижений оркестра. Индивидуальный почерк молодого дирижера смог убедительно передать «бушующую» экспрессивность подобного рода музыки, ее причудливо изменчивую темпоритмику, непрерывную кульминационную динамику, а также ежемоментную «смещенность» и «перетекаемость» расстановок акцентов. Сам Юрий Башмет ограничил собственное афишное присутствие лишь заявлением исполнения (в качестве солиста) своего «фирменного», хотя и «дежурного» хита – Адажио на древнееврейские темы для альта с оркестром «Кол Нидрей», принадлежащего перу Макса Бруха. Весьма удачную, интересную и динамично «живую» интерпретацию его же Первого скрипичного концерта вынес на суд публики музыкант из Австралии Рэй Чен. Молодой скрипач запомнился хорошим звуком своего инструмента, чувственным, эмоционально наполненным, продемонстрировал если и не супервиртуозное, то, во всяком случае, весьма техничное исполнение.

В обоих случаях дирижеру Дмитрию Юровскому удавалось очень тактично выдерживать в оркестре баланс и стилистическую подчиненность упоительно мелодичного бруховского аккомпанемента.

В афише пятого фестивального дня значился клавирабенд французского пианиста Филиппа Антремона. Монографическая программа из произведений Шопена была посвящена » Вивальди в Москве. Концертный цикл начинается с «Весны», с того самого времени года, в котором родился Мстислав Ростропович.

Весна традиционно ассоциируется с обновлением, с надеждами, с возрождением на качественно новом витке всего лучшего, что присуще человеческим чувствам. Точно также и Первый фестиваль, родившийся вместе с Маэстро весной, через год возродится вновь. До тех пор, пока это будет так, будет жива наша память, а душа Маэстро раз в год на неделю будет спускаться с Небес на грешную Землю…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *