По шаляпинскому счету
Есть такой парадокс в современной опере. Чтобы певцу получить хорошую сцену, необходимо громкое имя. А чтобы его обрести, нужна сцена… Вот так и попадают таланты в капкан собственной безвестности. Галина Вишневская понимает это как никто другой.
Поэтому ее усилиями в столице появился международный конкурс оперных артистов — возможность для молодого таланта показать себя миру.
Она должна притягивать взоры музыкальной элиты и взыскательной публики, а для этого нужно представительное жюри, безупречное судейство и, конечно, достойный уровень участников. Гамбургский счет, как-никак… Все три условия удалось выполнить. А потому добраться до финала конкурсантам было непросто, но зато те, кому это удалось, имеют шансы стать мировыми знаменитостями.
Первую премию — 450 000 рублей и звание лауреата завоевал бас Алексей Тихомиров (Россия).
Лауреатами второй премии (210 000 рублей) стали россияне Алексей Кудря (тенор) и Олеся Петрова (меццо-сопрано). Третью премию и приз по 150 000 рублей поделили российские же певцы Николай Анисимов и Сергей Гордеев (оба баритоны), а также меццо-сопрано Анна Викторова и сопрано Наталья Дмитриевская.
На заключительном концерте 24 октября лауреаты старались так, словно это был решающий тур. Даже законченный флегматик, оказавшись в зале, не мог не поиграть в игру "Если бы членом жюри был я".
Однако муки у господ судей при таком составе участников — поистине адские. Можно сказать, муки творчества. Почти как у композитора над партитурой.
Кому отдать предпочтение? Ослепительно красивому меццо Олеси Петровой в партиях принцессы де Буйон ("Андриенна Лекуврер") и каватины Кончаковны ("Князь Игорь")? Виртуозному тенору Алексею Кудре в арии Ленского?
Артистичной Анне Викторовой, которая представала то Марфой, то Далилой?
О первом лауреате разговор особый. Пение Алексея Тихомирова вызвало в зале восхищенно-шутливый шепоток: "Шаляпин!" Но в каждой шутке есть только доля шутки.
Как и Федор Иванович, Алексей родом из Казани. Затертые пластинки с голосом великого певца он еще в детстве выучил наизусть. В манере пения и подаче это чувствуется. Да и репертуар вполне шаляпинский — один только Мефистофель из "Фауста" Гуно чего стоил.
Алексей исполнил партию Князя мира сего превосходно. Мощь, лукавство и потусторонность — все в одном. В воздухе после его пения явственно запахло серой. Как все выпускники Центра оперного пения Галины Вишневской, он знает, что значит создавать образ на сцене.
Печально известная фраза Готшеда — "Направляясь в оперу, возьмите с собой только уши, а мозги оставьте дома" — это точно не о его исполнении. Да и вообще ученики Галины Павловны при всей их филигранной технике не из тех, кто исповедует "спортивный" подход к пению и откашливается перед партиями. А потому их присутствие среди лауреатов более чем закономерно.
Евгений Белжеларский, itogi