Почему театр переживает зрительский бум?
Марина Квасницкая Давид Смелянский, профессор РУТИ-ГИТИСа, генеральный продюсер театра Et Cetera:
– Огромную роль сыграло то, что театр попал в руки продюсерам, которые прогнозируют успех от той или иной постановки. Нередко именно продюсер генерирует художественную идею, а затем ее реализует.
За минувшее десятилетие страна стала другой. Другая экономика и, следом, психология и потребности. Но при этом не скажешь, что победила антреприза. Репертуарный театр более прочно стоит на ногах. Сейчас я отошел от традиционной антрепризы, она меня не устраивает.
Вдобавок нет свободных площадок для проката проектных спектаклей. Для меня более приемлема работа по созданию копродукции со стационарным театром. Она хотя бы дает спектаклю дом.
Например, продуктивным стало мое сотрудничество с театром Александра Калягина Et Cetera.
Продюсер должен быть высокообразованным человеком, с развитой интуицией. Чувствовать движение времени, что витает в воздухе. Спросите, что чувствую я? Сейчас пока востребован облегченный развлекательный жанр и экспериментальный театр.
Но это пока. Наступают трудные времена, когда подтекст становится важнее текста. Важно не упустить этот момент.
Алексей Бородин, худрук РАМТа:
– Мы живем в эпоху потребления. Мультимедиа-технологии, цифровое телевидение, Интернет, айфоны, айпады, плееры… Развлечение совсем рядом – только нажми кнопку. Вот именно поэтому интерес к театру растет, поскольку театр – единственное «живое» искусство.
Сейчас время усиления индивидуализма, поэтому природа человеческого искреннего общения, единения людей в дружеские компании и сообщества – очень привлекательна. Я даже порой акцентирую на этом внимание актеров: «Стремитесь почувствовать эту радость общения на сцене, чтобы из зала вам завидовали».
В театр ведь ходят не для престижа, а потому, что есть тоска по эмоциональному контакту. Мы все снабжены защитными механизмами – иронией, сарказмом, порой и разрушительным цинизмом. Но есть глубинная тоска по искренности, любопытство к чудакам и идеалистам на сцене.
Тоска по тому, чтобы своей кожей ощутить ауру единения людей в театре. Для сравнения: в 90-е годы люди были более разъединены, в одиночку справляясь с проблемой выживания. А сейчас тоскуют по единению.