Поэтический вечер в Филармонии
театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»
8 февраля, 19.00, Большой зал филармонии
Поэтический вечер
Алла ДЕМИДОВА
Александр БЛОК
Стихи разных лет
По воспоминаниям самой Аллы Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос: «Девочка, кем бы ты хотела стать», она говорила: «Великой актрисой». С детства помимо ролей в школьных спектаклях она выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой. Но после школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В.Щукина из-за плохой дикции, Демидова поступила на экономический факультет Московского университета.
Параллельно, еще на третьем курсе, она пришла в Студенческий театр МГУ, где сыграла свою первую заметную роль – Лиду Петрусову в «Такой любви» Павла Когоута (режиссер Ролан Быков).
В результате новой, на сей раз успешной, попытки поступления в Щукинское училище Демидова попала на курс педагога Анны Орочко. Дипломный спектакль, поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), начал новую эру в истории советского театра – эру «Таганки».
Официально Театр на Таганке открылся в апреле 1964 года. Среди тех, кого Любимов считал костяком нового театра – Алла Демидова. Однако, лидером ранней «Таганки» она не стала, играла в ту пору в основном небольшие роли.
Слава пришла из кино, где актриса получала одну роль за другой. По итогам опроса журнала «Советский экран» Демидова названа самой перспективной актрисой 1968 года. С этого года она стала играть ведущие роли и в любимовских постановках.
Демидова недолго продолжала работу с Любимовым после «второго пришествия» мастера. Стремление к полной творческой эмансипации подтолкнуло артистку к созданию собственного театра. В 1993 году на афишах Москвы появился «Театр А».
Инициал имени Демидовой стал названием ее собственной, первой в стране частной сцены. В 1990-х годах в Афинах актриса познакомилась с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом, который поставил на нее «Медею» Еврипида. Медея стала следующим после Электры и Федры монументальным античным трагическим образом, воплощенным артисткой на сцене.
Уже более десяти лет биография Аллы Демидовой не связана постоянно с какой-либо одной театральной труппой. В статусе «свободного художника» она часто выступает с сольными поэтическими вечерами, особое место в которых занимает поэзия. Артистка – автор и исполнитель литературно-музыкальных композиций по поэмам Анны Ахматовой «Реквием» (совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы») и «Поэма без героя» (в театре «Новая опера» под руководством Евгения Колобова). «Поэме без героя» Демидова посвятила и книгу собственных комментариев, которая выдает в авторе незаурядного филолога-исследователя. Перу актрисы принадлежит девять книг, последняя из которых – «Письма к Тому» – вышла в свет в 2010 году (в 2012 году была переиздана книга «Владимир Высоцкий.
Каким помню и люблю»). В течение пяти лет на радио «Культура» выходит передача «Театр поэзии Аллы Демидовой», артистка является художественным руководителем «Мартовских поэтических четвергов» в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.